Развитие семейной педагогики в России

В конце 19 в. в России значительно возрос общественный и педагогический интерес к проблемам воспитания детей в семье.

В этот период начала складываться новая отрасль педагогического знания – семейная педагогика.

В русской педагогике конца 19 – начала ХХ в. формируется и развивается несколько направлений семейного воспитания, к которым можно отнести следующие:

  • народность в семейном воспитании (Д.Д. Семенов, М.И. Демков);
  • свободное семейное воспитание (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель);
  • антропологическую теорию семейного воспитания (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев);
  • естественно-научное направление в семейной педагогике (В.М. Бехтерев, В.В. Гориневский);
  • религиозно-нравственное семейное воспитание (В.В. Зеньковский, В.В. Розанов).

Коротко охарактеризуем основные идеи семейного воспитания. Теория народности в семейном воспитании предусматривает опору на народную культуру, родной язык и духовность в ходе воспитания.

Интересно
Представители этого направления рассматривали вопрос о соотношении семейного и общественного воспитания, утверждая вслед за К.Д. Ушинским, что «общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание», также занимались вопросами взаимодействия семьи и школы.

Свободное воспитание одним из направлений экспериментальной педагогики.

Требования свободного воспитания в России сводились к концепции самопроизвольного развития творческих сил и способностей ребенка в семейной атмосфере. По мнению К.Н. Вентцеля, свобода детского творчества предполагает свободу отношений с родителями и учителями.

Антропологический принцип построения семейной педагогики восходит к наследию К.Д. Ушинского.

Представители этого направления детально разрабатывали принципы, средства и методы воспитания детей в семье, изучали приемы педагогического стимулирования поведения детей и общие условия успеха семейного воспитания.

Даведьянова Н.С. утверждает, что В.М. Бехтерев, В.В. Гориневский, А.А. Бернштейн, А.Н. Дернов-Ярмоленко создали внутри антропологического направления естественно-научную теорию семейного воспитания. Педагоги впервые предложили научно обоснованную теорию полового просвещения и воспитания детей.

Одно из важных мест в семейной педагогике отводится религиозно-нравственному семейному воспитанию, где религиозность понимается как совершенствование личности на основе нравственных знаний. Так, В.В. Розанов предлагал воспитание и обучение в школе и других общественных учреждениях строить по принципам семейного воспитания.

Большой интерес представляет попытка изучения социализации личности в процессе семейного воспитания, сделанная в трудах П.Ф. Каптерева, М.М. Рубинштейна и др. Кроме того, творчество выдающихся русских педагогов, за редким исключением, нельзя определенно отнести к какому-то одному из перечисленных направлений в педагогике, поскольку многие ученые изучали процесс семейного воспитания с различных сторон.

Разработка проблем семейного воспитания в русской педагогике конца 19 – начала 20 в. шла на фоне пристального интереса со стороны общественности к воспитанию в семье.

В этот период издаются журналы, адресованные матерям («На помощь матерям», «Семейное воспитание», «Педагогический листок», «Образование», «Женское образование»), на страницах педагогической периодики («Вестник воспитания», «Семья и школа», «Свободное воспитание») и в других журналах («Русская старина», «Русский архив») печатаются статьи о проблемах семейного воспитания.

Появляется своеобразный жанр педагогического просвещения женщин – «письма к интеллигентной матери», где даются представления о правильном воспитании детей, формулируются проблемы и способы их разрешения.

Таким образом, в конце 19 – начале 20 в. педагогическая мысль в России активно изучала проблемы семейного воспитания в различных его аспектах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)