Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Семейное воспитание органически соединяется со всей жизнью растущего ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка.

Из классификаций, сравнивающих особенности развития личности детей дошкольников и типы семейного воспитания, особенно примечательной и подробной является, классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер.

Авторы подчеркнули будущее отклонения в стилях семейного воспитания:

  1. Гипопротекция. Квалифицируется отсутствием опеки и контроля. Ребенок оказывается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет заинтересованности в его делах, часты физическая запущенность и неухоженность.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Выражается в особо, остром внимании и заботе, большой опеке и незначительном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не обучают самостоятельности и ответственности.
  3. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стараются отстранить ребенка от малых трудностей, потакают его желаниям, избыточно обожают и покровительствуют, восторгаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других.
  4. Эмоциональное отвержение. Потребности ребенка игнорируются. Временами с ним чудовищно обращаются. Родители принимают ребенка обузой и выражают общее недовольство ребенком. Зачастую встречается незаметное эмоциональное отвержение: родители пытаются завуалировать действительное отношение к ребенку завышенной заботой и вниманием к нему.
  5. Жестокие взаимоотношения. Могут демонстрироваться открыто, когда на ребенке срывают зло, используя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной равнодушности и недоброжелательности. От ребенка требуют порядочности, чувства долга, не совпадающих с его возрастом. Ему принудительно приписывают роль «главы семьи».
  6. Противоречивое воспитание. Случай, когда все члены семьи не придерживаются единого стиля воспитания, воспитательных подходов. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.
  7. Гармоничное воспитание. Разумное удовлетворение потребностей ребенка, соблюдение правил и норм; в ребенке поощряется самостоятельность.

В работах Соколовой Е.Т. основные стили детско-родительских отношений выделяются на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач.

Сотрудничество – предполагает такой тип отношений, при которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию», взрослый помогает только в сложных ситуациях, варианты решений семейных проблем обсуждаются совместно с ребенком и его мнение принимается во внимание, отсутствует игнорирование партнера, ребенок побуждается к творческой активности, готов к взаимопринятию, ощущает психологическую безопасность.

Псевдосотрудничество – осуществляется в разных вариантах (доминирование взрослого, доминирование ребенка), характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся лестью, псевдосовместные решения принимаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

Изоляция – полностью отсутствует кооперация и совместные усилия, инициативы партнеров отклоняются или игнорируются, партнеры не слышат и не чувствуют друг друга.

Соперничество – характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы другого.

Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три основные группы. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви). Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия. Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)