Сегментирование рынка строительной продукции

Как уже отмечалось, подходы к сегментации рынка достаточно многообразны. Поэтому рассмотрим лишь некоторые класси21
фикационные признаки, характерные для строительной продукции: сегментация по степени охвата, глубине проникновения, стадиям маркетинга и назначению.

По степени охвата сегментацию можно разделить на макросегментацию, охватывающую крупные рыночные секторы (такие, как мировой рынок), и микросегментацию, охватывающую небольшие пространства (регионы, отрасли промышленности и др.). Сегментация по глубине проникновения предусматривает, что фирма сосредоточивает свои усилия на отдельных товарах при максимальной унификации потребностей различных групп покупателей.

Сегментацию по стадиям маркетинга можно представить как предварительную и окончательную. Предварительная маркетинговая сегментация предшествует разработке комплекса маркетинга, обосновывающего создание фирмы и ее производственного аппарата. Окончательная сегментация служит основанием для разработки и определения ассортиментной загрузки производственных мощностей предприятия, разработки товарной и ценовой политики и принятия ряда других возможных маркетинговых решений.

Интересно
Сегментация по назначению — это сегментация по потребителям, продуктам и конкурентам. Для строительной продукции, как и для любой другой, главным признаком является сегментация по потребителям. Это географические, демографические, социальноэкономические, психографические, поведенческие и ситуационные признаки сегментации, которые характерны и для товаров потребительского назначения.

Сегментация строительной продукции по географическим признакам осуществляется на муниципальном, региональном уровнях и в масштабе страны. Наиболее эффективной является сегментация строительной продукции на региональном уровне, где в большей степени проявляется конкурентная среда.

Демографические признаки целесообразно учитывать при специализации строительной организации, при строительстве жилья
и объектов социально-культурного назначения. Сегментация рынка по социально-экономическим признакам предполагает учет платежеспособного спроса, уровня дохода населения, инвестиционного потенциала страны и др. Учет этих признаков позволяет своевременно установить направления инвестиций для развития собственной строительной базы и удовлетворения отдельных направлений инвестиционной политики
в условиях жесткого бюджетного ограничения.

Сегментация покупателей по психографическому признаку — это их разделение на группы по принадлежности к общественному классу, по образу жизни и характеристикам личности. Эти признаки наиболее важны при сегментации рынка жилья, в меньшей степени они используются на рынках строительной продукции. Однако заказы на жилищное строительство принимаются с учетом этого признака.

Поведенческие признаки учитывают приверженность покупателей к товарам, предприятиям-изготовителям и торговым организациям и отражают поведение потребителей при покупке строительной продукции. Уместно упомянуть здесь закон В. Парето, согласно которому 20% потребителей покупают 80% данной продукции.  Основной вывод, который может сделать строительная организация: найти такой сегмент рынка, который мог бы реализовать до 80% строительной продукции.

Сегментация по ситуационному признаку характеризуется предоставлением различных льгот участникам инвестиционного процесса. Так, строительные организации, работающие по государственным заказам, имеют преимущества перед другими организациями или получают заказ по тендерным торгам.

Для установления экономически целесообразного сегмента рынка строительной продукции следует придерживаться определенных правил:

  • потребители строительной продукции должны иметь различия для образования сегментов;
  • каждый сегмент должен быть четко ограничен, т.е. потребители должны иметь сходство между собой по каким-то параметрам (например, спрос на  государственное жилье предъявляют преимущественно малообеспеченные и одинокие граждане);
  • строительная организация должна определить характеристики: и требования потребителей, что должно быть предоставлено с помощью маркетинговой информации о рынке строительной продукции;
  • выбранные сегменты рынка должны быть достаточно большими для обеспечения необходимой доходности;
  • потребители в сегментах рынка должны быть достижимыми, т.е. сегмент должен быть достаточно доступным для использования эффективных методов сбыта.

При сегментации рынка строительной продукции существуют определенные ограничения по сегментированию: рынок строительной продукции не следует делить на мелкие сегменты — это может отразиться на результатах его работы;

Успешная сегментация рынка требует дополнительных затрат для проведения маркетинговых исследований; использование недостоверной информации о емкости рынка может привести к нежелательным результатам сегментирования; существует жесткая конкуренция на строительном рынке, что сужает границы доступа на рынок.

В заключение подчеркнем, что наиболее общие критерии сегментации рынка строительной продукции должны удовлетворять следующим требованиям: в процессе маркетинговых исследований рынка они должны поддаваться измерению и оценке, отражать дифференциацию потребителей по основным признакам сегментации, четко определять границы рыночных сегментов, на основе количественной и качественной оценки рыночного сегмента
способствовать лучшему пониманию и восприятию строительной организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)