Сбор информации для определения стоимости предприятия и бизнеса

Основные источники информации, используемые оценщиком:

  • статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия;
  • баланс предприятия;
  • отчёт о прибылях и убытках;
  • отчёт о движении денежных средств;
  • сведения об имущественном комплексе предприятия.

Информация, используемая в процессе оценки бизнеса, должна соответствовать требованиям:

  • полноты и достоверности финансово-экономической, технико-экономической и управленческой информации, характеризующей деятельность предприятия за период предыстории, а также в будущем периоде;
  • точного соответствия целям оценки;
  • комплексного учёта внешних условий функционирования оцениваемого предприятия.

Информация, необходимая для анализа предприятия в целях его оценки, делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Внутренняя информация даёт представление о деятельности оцениваемого предприятия.

Необходимость анализа внешней информации обосновывается тем, что нормальное функционирование бизнеса (объём продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия. К информации этого рода можно отнести макроэкономические и отраслевые показатели.

Макроэкономические данные – информация о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации; она характеризует инвестиционный климат в стране.

К макроэкономической относится следующая информация:

  • стадия экономического цикла;
  • экономическая и политическая стабильность;
  • социальные факторы: занятость и уровень жизни населения;
  • процентные ставки и их динамика;
  • налоговое законодательство и тенденции его изменения;
  • риски.

Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов. Например, в периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства, снижается стоимость бизнеса.

Основные источники макроэкономической информации:

  • программы правительства и прогнозы;
  • периодическая экономическая печать;
  • аналитические обзоры информационных агентств;
  • данные Федеральной службы государственной статистики;
  • законодательство Российской Федерации.

К отраслевым данным относится информация об отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие: рынки сбыта, наличие и характеристика конкурентов. Рынки сбыта анализируются с точки зрения соотношения спроса и предложения, взаимоотношений с поставщиками, стратегии сбыта товаров.

Основные направления стратегии сбыта товаров:

  • проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты;
  • развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка; разработка принципиально новых товаров или модернизация существующих;
  • диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объёмов реализуемой продукции.

Цель сбора этой информации – определение потенциала рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние два – пять лет по оцениваемому предприятию, объём продаж в текущих ценах у конкурентов, прогнозы по расширению рынков сбыта.

При анализе условий конкуренции учитываются тип рынка, наличие ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Кроме того, в анализе должны быть отражены сведения об объёме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, характеристика продукции конкурентов, данные о доле реализуемой продукции в общем объёме отечественного производства, а также перечень основных российских импортеров этого товара.

Основные источники отраслевой информации:

  • данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
  • данные Федеральной службы государственной статистики;
  • отраслевые информационные издания;
  • периодическая экономическая печать;
  • бизнес-план;
  • личные контакты;
  • фирмы-дилеры (распространители);
  • таможенное управление.

Указанные источники предоставляют информацию, имеющую различную степень достоверности. Поэтому, если на один и тот же вопрос получены разные ответы, проводится средневзвешенная оценка с учётом достоверности информации.

Внутренняя информация включает:

  • ретроспективные данные об истории компании;
  • описание и анализ маркетинговой стратегии предприятия, в том числе:
  • жизненный цикл товаров;
  • объёмы продаж за прошлый и текущий периоды;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • цены товаров и услуг, их динамика;
  • прогнозируемое изменение объемов спроса;
  • производственные мощности с учётом будущих капиталовложений (прогноз объёмов реализуемой продукции корректируется на производственные мощности);
  • характеристики поставщиков;
  • производственные мощности;
  • рабочий и управленческий персонал и заработную плату:
  • управляющий предприятием (управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление бизнесом и его развитием, в случае же продажи предприятия планы управляющего в отношении будущей деятельности могут измениться);
  • уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными (может корректироваться при нормализации отчётности);
  • внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и движении денежных средств за три – пять лет);
  • прочую информацию.

Цели работы оценщика по сбору внутренней информации:

  • анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;
  • сбор информации для прогнозирования объёмов продаж, денежных потоков, прибыли;
  • учёт факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
  • корректировка и анализ финансовой документации. Эффективным источником информации является анкетирование владельцев, администрации, аудиторов, кредиторов, конкурентов оцениваемого предприятия, представителей отраслевых ассоциаций и местных администраций.

В процессе анкетирования необходимо уделить внимание следующим вопросам:

  • ретроспективные данные об истории предприятия: состав имущественного комплекса, ассортимент продукции и услуг, квалификация рабочего и управленческого персонала; основные заказчики, поставщики и кредиторы;
  • характеристика филиалов и дочерних фирм: формы и размеры участия оцениваемого предприятия в филиалах и дочерних фирмах, ассортимент продукции (услуг) и т. п.;
  • характеристика оцениваемого предприятия:
  • наличие и результаты проверок, проводимых аудиторами и налоговыми органами;
  • наличие излишних, неоперационных и непроизводственных активов, связанные с ними доходы и расходы;
  • сведения об инвентаризации запасов и основных фондов;
  • дивидендная политика;
  • бязательства или доходы и расходы, не отражённые в финансовых документах (данные об арендных договорах, незавершённых судебных делах, не отражённых в бухгалтерских документах, активах и т. д.);
  • перспективы развития оцениваемого предприятия на ближайшие три – пять лет:
  • расширение ассортимента продукции (услуг);
  • рост объёмов производства и сбыта;
  • выручка от других операций;
  • себестоимость и прибыль;
  • капитальные вложения;
  • риски.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)