Русское искусство

Основополагающее значение для развития русской литературы имело изобретение славянской письменности Кириллом (ок. 827—869) и распространение ее им и его братом Мефодием (ок. 815—885). Самое значительное, но небольшое по объему эпическое произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — напоминает эпос других народов, не только европейских.

Это не героический эпос, хотя, описывая военный поход, по форме напоминает таковой. В России не было героев-рыцарей в западном смысле. Ближе всего «Слово о полку Игореве» к «Песне о Роланде», герой которого погибает. Но русский эпос не героичен, а печален.

Он и не куртуазный: культ Прекрасной Дамы только в начале ХХ в. пытался пересадить на русскую почву А. Блок. «Слово о полку Игореве» соседствовало с житийным жанром, а затем пришла поэзия и позднее роман.

Д.С. Лихачев подчеркивает такую черту древнерусской литературы, как стремление к построению единого здания, «чувство плеча». «Произведения постоянно включались в циклы и своды. Каждое произведение воспринималось как часть чего-то большего. Для древнерусского читателя композиция целого была самым важным».

Это стремление к целостности, подкрепляемое характерной для России соборностью, дополнялось противостоянием личности. Каждый великий человек находится в оппозиции к окружающему миру.

Противостояние героя и массы возрастает во сто крат, если масса спаяна, и в ней наиболее сильно проявляются законы коммунальности, описанные А.А. Зиновьевым в книге «Коммунизм как реальность».

История русской культуры заполнена конфликтами гения и черни, в которую входит и высший свет. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский — это XIX в. Особенно заметно противостояние гения и власти — не столько «поэта и толпы», сколько «поэта и царя».

Оно дало основания историку И.Е. Забелину сделать вывод, что культура в России особенно интенсивно развивается в периоды, когда ослабевает власть. Здесь обратно пропорциональная зависимость между физической и духовной силой, подтверждаемая и на материале ХХ в. Концепция «вызова и ответа», впрочем, требует корректировки данного тезиса.

В XIX в. наиболее известные деятели русской культуры были символами сопротивления господствующим социальным тенденциям, не только могущественному правителю, но всем последующим властителям, символами сопротивления анти- и противокультуре. В ХХ в., казалось бы, духовная культура полностью и навсегда подчинилась идеологии, и тут возникли новые глыбы.

Кюстин заметил, что абсолютизм способствует развитию поэзии. «Нет поэтов более несчастных, чем те, кому суждено прозябать в условиях широчайшей гласности, ибо, когда всякий может говорить о чем угодно, поэту остается только молчать.

Видения, аллегории, иносказания — это средства выражения поэтической истины. Режим гласности убивает эту истину грубой реальностью, не оставляющей места полету фантазии». Это также противоречит выводу Забелина о лучшем развитии культуры в периоды ослабления государственной власти.

С абсолютизмом связано и развитие сатирической литературы, особенно в жанре анекдота. «Насмешка — отличительная черта характера тиранов и рабов». За «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина следовала «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Русская художественная литература XIX в. — второе крупнейшее достижение русской культуры после иконописи. Ее гениальные представители Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Русскую поэзию делят на «золотой» (пушкинская пора — 30—40-е годы XIX в.) и «серебряный» (первые два десятилетия ХХ в.) века по аналогии с римской культурой.

Во всем мире почитается драматургия А.П. Чехова (1860— 1904), который в такой степени приблизил сцену к жизни, что может рассматриваться как один из предтеч модного в ХХ в. «театра абсурда». Знаменитая система Станиславского не просто театральное достижение. Она воплощает лучшие традиции русской культуры в целом, направленной на сотворчество.

Актер в системе Станиславского играет не для себя, а для партнера. В общении с другим видели значение искусства Толстой и Мусоргский. А если вспомним слова Иоанна Златоуста «…полезное для себя мы найдем тогда, когда будем искать пользы ближнего», то станут очевидны православные корни системы Станиславского и русской культуры с ее ориентацией на соборность.

Вторая вершина русского искусства, а по времени первая — средневековая живопись. Самые знаменитые иконописцы на Руси: Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405), Андрей Рублев (1360 — ок. 1430), Даниил Черный (ок. 1360—1430), Дионисий (1440— 1502/3), Симон Ушаков (1626—1686).

Наиболее известными живописцами Нового времени в России были К.П. Брюллов (1799—1852), И.Е. Репин (1844—1930), В.М. Васнецов (1848—1926), и наиболее известным архитектором — Б.К. Растрелли (1675—1744).

Интересны размышления Е.Н. Трубецкого о значении архитектурных форм. «Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю.

Напротив, готический шпиль выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству.

Иван Великий, по Трубецкому, гигантская свеча, вздымающаяся к небу над Москвой, а многоглавые церкви — многосвешники. Город со множеством храмов как бы горит духовными огнями.

В архитектуре Нового времени выделяют «русское барокко» (XVII—XVIII вв.,), классицизм (2-я половина XVIII — начало XIX в.), а далее эклектику, модерн, неорусский стиль.

В отличие от европейского средневекового противостояния феодального замка городу с крепостными стенами в русском городе внутренняя часть — детинец (кремль) — и внешняя часть — посад — составляют единое целое. В центре детинца собор, служивший последним оплотом защиты при нападении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)