Россия нового времени

Русская культура Нового времени началась катастрофой Петровских преобразований и завершилась, вернее была прервана, катастрофой Октябрьского переворота и его последствиями. Этот период нашей культуры вполне может быть назван Петербургским периодом. Он обладает внутренним единством и завершенностью, в нем можно выделить архаику, классику и завершающий осенний этап развития.

При этом архаике соответствует XVIII век, классике – XIX, он же золотой век русской культуры; и, наконец, осени – конец XIX–начало XX веков, который принято называть “серебряным веком”. Парадокс XVIII века состоит в том, что в стране, где культура длилась к тому времени более тысячи лет, он стал временем культурного ученичества. В XVIII веке и сама русская культура воспринимала себя нерадивой ученицей, в таком качестве воспринималась и другими культурами Запада.

Многое приходилось начинать заново, а русскому народу – становиться в положение чуть ли не дикарей, впервые приобщившихся к цивилизации. Если, например, русская культура до XVIII века оставалась чуждой науке и в ней не возникло ни фигуры ученого, ни научного образования, то и в XVIII веке Переход от Средневековья к Новому времени пришелся на время правления Петра I. Оно характеризуется своеобразной “спрессованностью” культурного процесса, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в культуре (которые в Европе сменяли друг друга).

Реформы Петра были исторически обусловленными, но вместе с тем и насильственны. Это была революция сверху. Эпитеты первый, впервые
часто употребляют по отношению к петровской эпохе.

  • В конце 1702-го или в начале 1703 года (точная дата неизвестна) вышел первый номер русской газеты – “Ведомости”. Выходили “Ведомости” нерегулярно – от одного до семидесяти номеров в год. Газеты вывешивали на столбах, в людных местах, а на Красной площади всех, кто прочел газету, угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить москвичей к чтению.
  • В 1708–1710 годах в России перешли на новый шрифт – гражданский, который с некоторыми изменениями используется и по сей день. Кириллица отныне предназначалась лишь для церковных изданий.
  • Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно расширение знаний. И потому он выдвинул целую программу издания книг, а за первую четверть XVIII века книг вышло больше, чем за 150 предшествовавших лет.
    Изменилось содержание издаваемых книг. Если раньше издавали преимущественно богословскую литературу, то теперь – светскую.
  • Рост издания книг, большой интерес к знаниям стимулировали развитие библиотечного дела. В 1714 году была основана первая (старейшая ныне)
    публичная библиотека. В 1725 году она насчитывала уже 11 тысяч книг, включая древние.
  • При Петре появился и первый русский музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Ее коллекция состояла из минералов, скелетов животных, анатомических аномалий, оружия, произведений искусств. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр приказал сделать вход в него бесплатным.
  • Слово учиться стало лейтмотивом всех петровских преобразований.

Он с большим уважением относился к наукам и учению. В 1724 году он подписал указ об основании Академии наук. Открылась Российская Академия уже после смерти Петра. Она объединяла научно-исследовательские Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Академический Университет явился первым высшим светским учебным заведением страны. В нем было три факультета: юридический, медицинский, философский. Но образование Университета в России так мало отвечало потребностям россиян, что в 1758 году в нем обучалось всего около ста студентов. Число совершенно ничтожное для двадцатимиллионной страны.

Для русских людей оставалась достаточно чуждой мысль, что образование университетского типа обладает ценностью, что ученые занятия – дело, достойное благородного человека.

  • В 1701 году в Москве одна за другой открывались школы – навигационные, инженерные, артиллерийские, медицинские. В 1714-м Петр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей “цифири и геометрии”. Стали создаваться цифирные школы, где кроме дворян обучались дети посадских мужиков, приказных, служивых людей.
  • По окончании учебы дворяне обязаны были поступить на государственную службу. В 1722 году была введена “Табель о рангах” (слово табель считалось женского рода). В соответствии с ней различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов,
    или классов.
  • Петр поставил целью сформировать породу новых людей, стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание. Свод правил поведения молодых людей дома, в общественных местах и на службе находился в книге “Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению…” В эпоху Петра эта книга выдержала три издания.

В XVIII веке произошло много изменений в устной и письменной речи. Появились обращения на “Вы”, “милостивый государь”, “имею честь удостоить”, “окажите любезность”. Письма заканчивали подписями: “Ваш покорный слуга”. В обиход вошли многие иностранные слова: администратор, амнистия, бухгалтер, квартира, комиссия, конверт, магазин, министр, пакет, президент, сенат, синод, тариф и другие

В 1700 году было введено новое летосчисление. В обиход вошел новый юлианский календарь. Счет времени стали вести как в Европе – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вместо 7208 года в России начался год 1700. Новый год начинался теперь не 1 сентября, а 1 января.

В эпоху Петра начался процесс европеизации России. Это затронуло все сферы жизни, включая культуру. Образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении XVIII–XIX веков под знаком преобразований, начатых Петром I.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)