Романтизм как тип культуры

К XIX веку мир качественно переменился. В 1789–1793 годах Великая французская буржуазная революция обозначила кризис культуры Просвещения. Декларация прав человека и гражданина (1789) провозгласила, что люди ческих событий, казалось бы, опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь если миром правят законы разума, то как возможно столь разительное несоответствие результатов – целям? Отныне проблема несоответствия идеала и действительности более всего волнует общественное сознание.

Именно это противоречие становится основным мотивом культурного развития в XIX веке. Так рождается романтизм. Слово романтизм значительно старше того течения в культуре, которое было им обозначено на рубеже XVIII–XIX веков. Употреблялось и употребляется оно и после того, как романтическое течение в западной культуре прекратило свое существование.

Романтизмом, романтикой, романтичным называют приблизительно одно и то же. Под ними имеется в виду нечто возвышенно-мечтательное, устремленное к таинственному, фантастичному, далекому, едва ли достижимому. Романтик – человек, чуждый быту и житейской прозе, он пренебрегает всем обыденным и прозаичным. Острое неприятие наступившей реакции, воцарившейся прозы жизни породило в начале XIX века романтический бунт молодого поколения.

Романтизм – это уже не просто стиль в искусстве (подобно барокко или рококо), это общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные явления – от философии, экономики до моды. Все романтические проявления объединяет одно – конфликт с реальностью.

Интересно
Но нельзя утверждать, что романтизм возник на пустом месте. Он не отрицает Просвещения, имел предшественников в лице Руссо, который в век Разума заговорил о примате чувств, о своеобразии и неповторимости каждого человека. Романтизм питали и идеи движения “Бури и натиска”, раннее творчество Гёте и Шиллера. Эти идеи были интересны и близки романтикам, как и многим композиторам, художникам, кто в своем творчестве
выходил на новое видение мира, отличное от классицизма.

Но в романтизме резче выделилась присущая всем гуманистическим течениям черта – индивидуализм. Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. В решении проблемы личности и общества романтики переносили акцент на личность.

В результате собственные признаки романтизма выглядят как оппозиции Просвещению. К числу наиболее значимых можно отнести следующие оппозиции: рассудок и разум – на одном полюсе, интуитивное постижение действительности – на другом; восприятие мира в качестве механизма – или в качестве организма; проза – поэтичность; утилитарность – открытость щения легко продолжить: слишком велика и очевидна разница между этими двумя течениями культуры.

Характерной для романтизма является проблема двоемирия. Двоемирие – сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность, “проза жизни” с ее бездуховностью, расценивается как не достойная человека реальность, которая противостоит подлинному ценностному миру. Утверждение прекрасного идеала как реальности, которая осуществляется хотя бы в мечтах, – сущностная сторона романтизма.

Отвергая современную ему действительность как вместилище зла и пороков, романтизм разными путями пытается уйти от реальности.

  • Это уход в прошлое, его нравы (рыцарский кодекс чести).
  • Уход в иные регионы, экзотические страны, не испорченные цивилизацией.
  • Бегство от несовершенного мира в мир сказок и легенд.
  • Уход в собственный внутренний мир, в сокровенные уголки своего “Я”.

В жизни сердца романтики видели противоположность бессердечности внешнего мира. Проблема личности становится для романтиков центральной, поскольку гармония личности и общества утрачена и свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни. Главным предметом искусства становится область внутренних переживаний человека. Приковывается внимание к таким фактам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)