Россия и Евросоюз

259. Около 40% всего внешнего товарооборота России приходится на Евросоюз, а со вступлением в этот Союз в 2004 г. еще десяти стран доля Евросоюза составит значительно больше половины (оценка – до 65%) во всей нашей торговле. В то же время во внешней торговле Евросоюза доля России занимает незначительный процент.

Этим объясняется, с одной стороны, важность для России благоприятного климата в Евросоюзе для нашей торговли, а с другой стороны, известное преимущественное положение Евросоюза в целом в торгово-экономическом переговорном процессе с Россией.

Евросоюз не уступает и даже отчасти превосходит США в качестве нашего жесткого и неуступчивого партнера, в частности, при переговорах о вступлении России в ВТО; Евросоюз требует повысить, в частности, внутренние цены в России на энергоносители, что означало бы обвал всей экономической и социальной структуры страны, и т.д.

Фактически задача ЕС – получить доступ к российским ресурсам газа. При этом требования ЕС либо вообще не основываются на нормах ВТО, либо относятся к нормам, регулирующим добровольные обязательства стран. ЕЭС требует также уравнять тарифы России на транзиты газа для внутреннего потребления и на экспорт, ссылаясь на недопущение дискриминации товаров.

Но транзит газа по трубопроводу не товар, а услуга. А выравнивание тарифов на услуги и нормами ВТО не предусматривается. Президент России В.В.Путин справедливо квалифицировал позицию бюрократов Евросоюза, ведущих переговоры с Россией о вступлении ее в ВТО, как “выкручивание рук”.

Продолжаются и не всегда обоснованные “антидемпинговые” ограничения на ввоз ряда российских товаров в Евросоюз. Именно Евросоюз не допустил и справедливого обеспечения свободы транзита между Калининградской областью и основной Россией.

Отношениям Евросоюза к России во многом свойственны двойные стандарты по сравнению с другими, в том числе постсоветскими государствами.

Так, для России статус страны с рыночной экономикой был предоставлен со стороны Евросоюза лишь в ноябре 2002 г. чуть не на десять лет позднее, чем, к примеру, странам Балтии, хотя объективно в России рыночная экономика установилась нисколько не позднее, а по степени разгосударствления Россия опережала даже Францию. Отсутствие “рыночного статуса”, между тем, означало возможности дискриминационных подходов к России в части применения тех же антидемпинговых и т.п. мер.

260. Юридически экономические взаимоотношения России с Евросоюзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., вступившим в силу с сентября 1997 г. Соглашение, скрупулезно разработанное по правовым стандартам Евросоюза, состоит из 112 статей плюс 10 приложений и 2 протокола.

Срок действия Соглашения – 10 лет с возможностью пролонгации. Формально со стороны Евросоюза соглашение было подписано всеми государствами-членами Союза, а также ЕС, ЕОУС и Евратомом.

Основные условия Соглашения включают, в частности:

– изучение к 1998 г. возможностей начала переговоров о создании зоны свободной торговли. Это условие остается и сегодня (2003 г.) мертвой буквой;

– интеграционного свойства льготы внутри ЕС и внутри СНГ изымаются из-под действия Соглашения, включая условия учреждения и деятельности компаний; трансграничные услуги; платежи и трансферы капиталов;

– Россия должна рассмотреть вопрос об отмене ограничений для иностранного банковского капитала и для страховых обществ;

– сторонами взаимно предоставляется режим наибольшего благоприятствования для таможенных пошлин, налогообложения, хозяйственной деятельности нерезидентов и для торговли услугами.

Но для России обусловлены были временные ограничения:

– взаимная свобода инвестиций и репатриация прибылей;

– особая оговорка о соблюдении прав человека с возможностью на этой основе приостановления действия Соглашения. Эта оговорка представляет собой типичную “избавительную оговорку” (escape clause), дающую Евросоюзу удобный предлог для оказания давления на Россию посредством обвинений в ущемлении прав человека;

– национальный режим для доступа в судебные и административные органы;

– поощрение использования арбитражного способа урегулирования коммерческих споров и использования при этом Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ 1976 г.

261. За рамки Соглашения 1994 г. выведены были ограничения по наиболее существенным для России статьям ее экспорта, в том числе: текстильные изделия, сталь, алюминий (для этих статей сохранялись квоты); расцепляющиеся материалы (временно); особый режим для морского транспорта и для допуска судов “река – море” во внутренние воды; отдельными странами ЕС самостоятельно решаются вопросы допуска российской рабочей силы.

Ограничения по количествам и ценам коммерческих запусков спутников российскими ракетоносителями должны регулироваться особо. В 1998 г. подписано было Соглашение России с ЕС о торговле текстильными товарами, позволившее снять квоты на их импорт из России.

Следует отметить, что еще в заключенном в 1995 г. Временном соглашении о торговле и связанных с торговлей вопросах между Россией и Европейским Сообществом, ЕОУС и Евратомом на период до вступления в силу Соглашения 1994 г. обусловлено было применение антидемпинговых процедур по правилам ГАТТ, т.е. не в одностороннем порядке, а после взаимных консультаций сторон.

Но хотя на Россию и распространяются Евросоюзом правила ГАТТ по антидемпинговым мерам, однако практически сохраняется, вопреки этим правилам, бремя доказывания российскими поставщиками, что их поведение и цены отвечают рыночным стандартам.

В целях обеспечения действия Соглашения 1994 г., в нем предусмотрены особые организационно-административные формы сотрудничества:

– два раза в год встречи Президента России с Председателем Европейского совета и с Председателем Комиссии ЕС;

– создан Совет сотрудничества на уровне министров, собирающийся раз в году;

– для содействия Совету сотрудничества действует Комитет сотрудничества из постоянных представителей;

– Комитет парламентского сотрудничества в составе членов Федерального собрания РФ и депутатов Европарламента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)