Роль электронной цифровой подписи

В части нормативно-правового регулирования необходимо в ближайшее время перейти к внедрению электронной цифровой подписи и разработке единого Информационного кодекса, который смог бы заменить устаревшее законодательство в части использования информационно-коммуникационных технологий.

Личная подпись до сих пор остается главным способом зафиксировать финансовые и гражданские отношения. Электронная личная подпись необходима в том числе и для перевода государственной машины на безбумажные технологии. Электронный документ юридически должен быть равен бумажному.

Но новому документообороту негласно сопротивляется сам бюрократический аппарат, для которого новые технологии означают начало больших перемен.

Любой столоначальник силен тем, что он любую бумагу может рассмотреть, а может и в долгий ящик положить. А с компьютером такой «порядок» не приемлем. Внедрение информационных технологий разрушает вертикальные связи и выстраивает на их месте горизонтальные.

К такому подходу огромная масса чиновников в основном не готова: они привыкли жить, если не по указке сверху, то хотя бы с оглядкой. Причем, чем дальше, тем с большей легкостью делегируется наверх все то, за что еще совсем недавно готовы были «идти на баррикады».

Интересно
Информационное общество строится снизу, от пользователей, а компьютерная революция идет сверху. Придумано даже новое правило «первого лица»: если руководитель любого уровня начинает использовать компьютер в своей работе, то очень быстро заставляет пользоваться этой технологией и своих подчиненных.

Для этого ему стоит перестать принимать в работу документы, не прошедшие электронной обработки, и через пару недель все будут заполнять даже заявления на отпуск в электронной форме. Какова ситуация с электронным документооборотом в государственных органах?

Изучение показывает, что далеко не все смогли освоить данную технологию. В некоторых структурах используется «смешанный» документооборот: бумага существует только на входе и выходе, а все внутренние согласования делаются в электронном виде.

Но это не решает проблемы. Нужен закон об электронном документе, который, к сожалению, пока не входит в число приоритетных в повестке дня федеральных законодателей.

По данным ООН, цифровое неравенство сокращается. На чаше весов — будущее нашей экономики, всего экономического пространства, а также экономические горизонтальные связи.

Если не сделать рывка сегодня, завтра мы будем встроены в вертикаль экономической власти, вершину которой занимать будет отнюдь не Россия.

В стране осуществляется развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, в том числе системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен.

Система удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти позволяет обеспечить реализацию основных функций электронного документооборота и включает:

  • федеральный удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи;
  • удостоверяющие центры федеральных органов государственной власти и их территориальных подразделений.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (удостоверяющий центр) в области использования электронной цифровой подписи ведет: единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров и реестр сертификатов подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти.

Электронные документы должны по содержанию соответствовать документам на бумажном носителе, требования к которым установлены федеральными законами и иными правовыми актами.

Электронные документы, предоставляемые в Федеральную службу по финансовым рынкам, должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Сертификат ключа подписи выдается удостоверяющим центром, определяемым Федеральной службой по финансовым рынкам.

Электронная среда взаимодействия федеральных органов государственной власти обеспечивает интеграцию и совместную работу государственных информационных систем, автоматизированный обмен данными между ними на межведомственном уровне и формируется на основе создания:

  • реестра, содержащего описание государственных информационных систем и ресурсов, способов и интересов взаимодействия с ними, а также используемых схем организации обмена данными;
  • инфраструктуры и механизмы маршрутизации, трансформации и гарантированной доставки сообщений и данных между отдельными государственными информационными системами.

Развитие электронной среды взаимодействия федеральных органов позволяет устранить дублирование ввода на уровне ведомств однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование государственных информационных систем отдельных федеральных органов в рамках общего информационного пространства федеральных органов государственной власти.

В целях интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия государственных информационных систем на межведомственном уровне утверждаются:

  • стандарты метаданных информационных объектов;
  • стандарты описания государственных информационных систем и ресурсов;
  • стандарты предоставления информационных сервисов;
  • стандарты информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

В целях повышения эффективности управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль эффективности выполнения государственных программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в информационных технологиях, формируются предложения по корректировке государственной политики в данной сфере.

Если говорить о тенденциях в области информационных технологий, то здесь совершенно определенно просматривается все усиливающееся стремление перехода от управления данными к управлению знаниями.

В прошлом большинство гражданских служащих толком вообще не понимало смысла автоматизации, компьютер рассматривали как печатный инструмент для подготовки различных бумаг. И совершенно абстрактно воспринимали разговоры о корпоративных информационных системах, об электронном документообороте.

Сегодня государственные органы, государство в целом уже вышли на достаточно достойный уровень автоматизации своей деятельности: это и система корпоративного управления, система документооборота, финансовая деятельность, демократические процессы.

Интересно
Государство стремится автоматизировать все, что только поддается этой задаче. Уже существуют концепции корпоративных систем управления знаниями. Они означают, что создается единый информационный ресурс государства, который на практике реализуется как электронное правительство.

Если Интернет — это не очень организованное информационное пространство, то концепция семантического Интернета, т.е. пространства знаний, представляет собой четко организованную систему управления информационными ресурсами. За ней — будущее.

В последнее время в обществе распространилось такое негативное явление как компьютерофобия. Что это такое?

Компьютерофобия (гр. phobos — страх, боязнь) — это страх, боязнь, связанные с гипертрофированным представлением о сложностях работы на компьютере.

К сожалению, эта боязнь имеет место в реальной жизни и ограничивает навыки большинства гражданских служащих.

Обычно она замыкает их на использовании установленных для всех пользователей трех основных прикладных программ пакета Microsoft Office, необходимых в повседневной практической работе, т.е. текстового редактора Word для подготовки документов, браузера Internet Explorer для просмотра информации в сетях Интернет и Интранет, а также одной из двух почтовых программ Outlook.

Нарастающий вал документов требует принятия федерального закона об электронном документообороте. Необходимы дальнейшее развитие этого закона и более точная регламентация вопросов, связанных с его внедрением в федеральные органы государственной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)