Режим валютной системы МВФ
456. Бреттон-Вудская валютная система основывалась на изначальном применении (с 1947 по 1971 г.) так называемого золотовалютного стандарта: доллар США, обратимый в золото, превратился в международную валюту.
В конце концов, в начале 1970-х гг. доллар пошатнулся, перестал быть конвертируемым в золото, что означало конец и золотовалютного стандарта, и, соответственно, Бреттон-Вудской системы в ее первоначальном виде.
Рухнул режим паритетов к золоту и других валют, курсы всех валют, хотя и в согласовываемых пределах, стали плавающими, как и доллар.
457. Режим валютной системы МВФ оценивался, как отмечено выше, в качестве своего рода кодекса добросовестного валютного поведения государств с указанными выше основными целями, сформулированными в Уставе МВФ. Соответственно в интересах достижения поставленных перед МВФ целей страны-члены обязывались:
– сотрудничать с Фондом в целях поощрения стабильности валютных курсов, поддержания у государств намеренности к упорядочению валютных курсов и недопущению снижения валютных курсов, вызываемого духом соперничества (ст. IV, разд. 4-а Устава МВФ). Эта на поверхностный взгляд, казалось бы, не очень конкретная обязанность служит для Фонда важной основой его компетенции;
– не применять конкурирующей девальвации валют;
– придерживаться стабильности обменных курсов национальных валют. Первоначально (1945-1971 гг.) стабилизация, как уже отмечалось, обеспечивалась системой золотого паритета: стоимость валюты государств выражалась либо прямо в весе золота, либо косвенно в сопоставлении с долларом США пробы и веса (0,888 г) золота по состоянию на 1 июля 1944 г.
Однако золотой паритет рухнул в начале 1970-х гг. вследствие отказа от него самих США, перешедших на систему плавающего обменного курса доллара, ранее запрещавшуюся МВФ, но легализованную в 1978 г. и ныне универсально воспринятую. Государства-члены МВФ свободны выбирать обменный курс своих валют, хотя и под надзором МВФ. В частности, ограничивается практика множественности курсов (“коммерческий”, “финансовый”, “туристический” и т.п.), что создает почву для злоупотреблений. Общий надзор за политикой государств в области обмена валюты остается за МВФ;
– обеспечивать конвертируемость валюты. Страна считается обладающей конвертируемой валютой, если она не ограничивает (хотя может контролировать) платежи и трансферы резидентов и нерезидентов по текущим международным сделкам. При этом трансферы капиталов (как долгосрочные, инвестиционные, так и краткосрочные (“горячие” деньги)) – формально не подпадают под обязательства конвертабельности;
– содействовать постепенному снятию сохраняющихся ограничений обмена валюты;
– предоставлять МВФ по его требованию любую информацию, необходимую для функционирования Фонда.
Следует отметить, что из приведенных основных и иных обязательств государств-членов в силу ст. XIV Устава МВФ допускаются под контролем Фонда существенные изъятия для государств, находящихся в “переходном периоде”.
Например, это касается установления полной конвертируемости валюты, ограничений обмена валюты по текущим платежам, применения множественных курсов и т.п. Преимуществами “переходного периода” пользуются прежде всего развивающиеся страны, а также, временно, бывшие социалистические государства.
458. В силу Устава Фонда предоставлены всеобъемлющие контрольные функции в отношении каждого из государств-членов в сфере экономики и финансов, в том числе в отношении истребования и получения информации; в направлении в страны-члены специальных миссий экспертов и контролеров, представляющих Фонду по итогам проверок свои рекомендации.
Хотя эти рекомендации не имеют обязательной юридической силы, невыполнение их может иметь для страны негативные последствия в случае ее обращения к Фонду за получением финансовой помощи. В ряде случаев страны-члены обязаны получать предварительное согласие Фонда на проведение отдельных мероприятий, например перед введением каких-либо ограничений на текущие платежи.
Фонд наделен также правом применения санкций при уклонении государства-члена от выполнения своих обязательств перед Фондом.
Это может быть, в частности: отказ государству в использовании денежных средств Фонда; приостановление права участия в голосовании и, наконец, исключение из МВФ. За всю историю Фонда единственный раз в 1954 г. из него была исключена бывшая Чехословакия, по существу по политическим причинам, а формально – за непредоставление затребованной Фондом информации.
- Легализация документов для зарубежного применения
- Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частно-правовых споров
- Вашингтонская конвенция 1965 г
- Киевское соглашение о порядке разрешения споров по осуществлению хозяйственной деятельности
- Экономический суд СНГ
- Суд Европейского союза
- Международный трибунал по морскому праву
- Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках ВТО
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу