Республиканский институциональный дизайн

Республиканский институциональный дизайн. Современная республика также имеет свои разновидности. Если проанализировать институциональные дизайны правления трех республик — США, ФРГ и Франции, то по формальному составу высших органов государственной власти они похожи: в каждой из них есть президент, парламент, правительство.

Но при анализе взаимоотношений этих органов власти в каждой стране можно заметить явные отличия. В США в политике выделяется явно президент, но и Конгресс оказывает серьезное влияние на президентскую политику.

Политика Федеративной Германии ассоциируется с федеральным канцлером (так называют там премьер-министра), который назначается президентом республики, но обязательно с учетом партийной расстановки мест в парламенте и поддержки этой кандидатуры парламентским большинством.

Во Франции по политической значимости на первом месте стоит президент, который избирается всеобщим голосованием и активно участвует в формировании и деятельности правительства, хотя правительство формируется на парламентской основе из победившей партии/коалиции партий и есть пост премьер-министра. То же самое можно сказать и о других странах.

Следовательно, каждое государство отличается своим институциональным дизайном республиканского правления, который может быть президентским (США, Мексика, Венесуэла, Уругвай и др.), парламентским (ФРГ, Италия, Греция и др.) и смешанным, или полупрезидентским (Франция, Финляндия, Португалия и др.).

Президентской республикой называют такую форму институционального дизайна правления, в которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы правительства.

В президентской республике правительство формируется президентом, как правило, из состава той партии, к которой он сам принадлежит. Существующая система сдержек и противовесов при- водит к тому, что у президента нет права роспуска парламента, но и парламент не может смещать правительство, участвуя лишь в даче согласия на заполнение отдельных наиболее значимых постов.

Правда, Конгресс США, например, имеет право привлечения президента к особой юридической ответственности посредством процедуры импичмента, что использовалось на практике всего трижды за всю историю этой страны (Эндрю Джонсон — 1868; Ричард Никсон — 1974; Билл Клинтон — 1998–1999). Во внутренней и внешней политике в президентской республике и президент, и парламент играют значимую роль.

Здесь следует отметить, что, так как президент и парламент избираются населением, то возможно формирование так называемого «раздельного правления», когда президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Это создает вроде бы дополнительные противовесы в деятельности органов государственной власти и ослабляет власть президента. Однако, как свидетельствуют исследования, система раздельного правления дает более сильное президентство, чем совмещенное.

Внимательное изучение взаимодействия президента и Конгресса (оппонирование, вето, поддержка и т. д.) показывает, что при «разделенном прав- лении» сила президентской власти на 53% больше, чем при таком, когда президент обладает партийным большинством в парламенте (Krehbiel, 1998, p. 159).

Парламентская республика — институциональный дизайн государственного правления, который характеризуется верховенством парламента в формировании правительства и политической ответственностью правительства перед ним.

Здесь правительство формируется на парламентской основе, т. е. из представителей партий, получивших большинство в парламенте или входящих в коалицию. В парламентской республике имеется пост премьер-министра, который руководит правительством, то есть является центральной фигурой в формировании и осуществлении политики государства. Именно он становится по существу первым лицом в государстве.

Парламент, выражая свое отношение к правительству, может оказать ему недоверие, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом по собственному усмотрению, либо по предложению правительства. В последнем случае вновь назначаются выборы в парламент, а новое правительство формируется исходя из результатов голосования.

В парламентской республике есть пост президента — главы государства. Однако его роль здесь значительно меньшая, чем в президентской республике. Он не является главой правительства, хотя и участвует в его формировании, но с учетом парламентского большинства.

Президент избирается, как правило, либо непосредственно парламентом, либо особой коллегией, формируемой на основе парламента. Президент имеет право распускать парламент, но лишь в особых случаях, связанных по большей части с формированием правительства. Президент может быть смещен парламентом в исключительных случаях: нарушение конституции или государственная измена.

В целом функции президента ограничиваются представительством, значительная часть полномочий осуществляется по согласованию с правительством (так называемая процедура контрасигнатуры, т. е. одновременное подписание документов президентом и членом правительства, причем ответственность за выполнение лежит на последнем). Такое положение позволяет говорить о неответственном главе государства. Парламентская республика действует в Германии, Италии, Австрии, Венгрии и других странах.

Отличительной чертой смешанного, или полупрезидентского, институционального дизайна правления является соединение в нем черт президентской и парламентской республиканских форм. Здесь наблюдается большой объем президентских полномочий, его влияние на формирование и деятельность правительства, но одновременно сохраняются традиционные для парламентских республик механизмы связи президента и парламента, парламента и правительства.

Правительство и премьер-министр назначаются президентом, правда, парламент дает на это свое согласие, и, как правило, правительство формируется из состава победившей партии или коалиции партий и должно получить доверие со стороны парламента. Таким образом, правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом.

Во Франции президент является одновременно главой государства и конституционным главой правительства, хотя он имеет право роспуска нижней палаты парламента — Национальной ассамблеи, а сам является не- ответственным главой государства. Большая роль президента здесь даже дала право политологам называть пятую республику во Франции (1958 — по н. вр.) суперпрезидентской.

В смешанной республике также возможно формирование системы «раздельного правления». Смешанные республиканские дизайны представлены еще в таких странах, как Финляндия, Польша, Россия, Украина. Рассмотрим ряд тем, которые вызывают особый интерес в сравнительной политологии при изучении государства и институциональных дизайнов государственного правления, помимо их классификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)