Рекламное законодательство в России

Федеральный закон «О рекламе» как основополагающий документ 14 июня 1995 г. Государственной Думой России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.

Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.

Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.

Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов:

  • «Общие и специальные требования к рекламе»,
  • «Особенности рекламы»,
  • «Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы»,
  • «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей»,
  • «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы»,
  • «Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя».

Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие.

Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.

Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаще всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.

Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.

За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе».

В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.

Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г.

Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов закон еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, нему будут приниматься дополнения и изменения, как в случае текстом первого Закона, — это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Законодательные акты, имеющие отношение к рекламной деятельности

В ст. 4 Федерального закона «О рекламе» говорится, что законодательство о рекламе в России состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. К таки документам относятся: указы Президента РФ, нормативные акт Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Основными законодательными актами прямого действия, которые в разной степени регулируют рекламную деятельность, являются:

  • Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой и) формации»;
  • Закон от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

До принятия всеобъемлющего Закона вся деятельность на территории России регулировалась указами Президента РФ, такими как :

  • «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» 1 10 июня 1994 г. № 1183;
  • «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. № 1233 (утратил силу);
  • «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г. № 161.

В этот период рекламная деятельность в нашей стране была бурной, происходило формирование рекламного рынка. Но соответствующего закона не было, и указы восполнили этот пробел. После принятия Закона они утратили силу.

Как уже было сказано, кроме закона существуют и подзаконные акты, регулирующие рекламу.

Примером этому могут служить специальные статьи в Налоговом и Таможенном кодексах РФ, связанные с взиманием налогов и пошлин за рекламную деятельность. Служба ДПС, о которой мы упомянули, работает на основании документа под названием ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

Регулирование рекламной деятельности на международном уровне

Как происходит регулирование рекламной деятельности на международном уровне? В настоящее время международного рекламного законодательства не существует. Как мы видели, в каждой стране есть свое регулирование такой деятельности, и оно существенным образом отличается друг от друга, но единой, общей для всех стран законодательной базы не существует.

И все же мировое рекламное сообщество имеет ряд документов, которых придерживаются рекламисты разных стран: Кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты, Международный кодекс ICC / ESOMAR, который регулирует маркетинговые исследования, и ряд других.

Кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты (Кодекс МТП), первая редакция которого была принята в 1937 г., пересматривался несколько раз и теперь используется рекламистами в редакции 1973 г. В качестве основных принципов рекламной деятельности Кодекс называет юридическую безупречность, благопристойность, честность, правдивость, чувство ответственности перед обществом, соответствие принципам Добросовестной конкуренции и др.

В 1987 г. было введено понятие недостоверной рекламы. Кодекс Устанавливает определения терминам, которые используются в рекламной практике: изделие, потребитель. В нем устанавливаются нормы для рекламы, адресованной детям, также рассматриваются другие практические вопросы, в частности, вопросы ответственности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)