Саморегулирование рекламной деятельности

Деятельность общественных организаций, созданных не только рекламистами, но и потребителями, рассматривается как одна из форм общественного саморегулирования. Именно саморегулирование является в настоящее время главным направлением деятельности общественных организаций рекламистов в России, как и в других странах.

Целью многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов.

В своей деятельности ассоциации предпринимают усилия для смягчения критики рекламы со стороны широкой общественности и предотвращения эскалации государства в проблемы отрасли.

Рекламный бизнес заинтересован в саморегулировании для борьбы с нечистоплотной конкурентной борьбой, например, когда фирмам, делающим ставку на добросовестность по отношению к клиентам, надо избавиться от конкурентов, привлекающих потребителя заманчивыми обещаниями, не соответствующими действительности; с угрозой принятия законов, ограничивающих рекламную деятельность фирм-производителей.

С точки зрения государства саморегулирование привлекательно, так как снимает с его надзирательных органов часть ответственности и отдельные обязанности, например, проведение мониторинга оценки рекламной деятельности фирм.

Кроме этого, организации саморегулирования в состоянии взять на себя консультирование предпринимателей по вопросам соответствия их деятельности рекламному законодательству.

В целом органы саморегулирования способствуют государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Саморегулирование предполагает добровольный контроль организаций бизнеса за поведением в сфере рекламы, основанный не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом.

Можно указать на ряд преимуществ саморегулирования перед госрегулированием: оно мобильнее и быстрее откликается на новые явления в рекламе; менее формализовано. Нормы самоуправления подходят к рассмотрению конкретных вопросов зачастую более реалистично, чем это делается с помощью законодательства, они могут рассматривать конкретные действия фирмы с точки зрения не только формальных правил, но и здравого смысла.

Перечислим характерные черты, присущие органу саморегулирования в рекламе:

  • независим от правительства и заинтересованных групп, беспристрастен;
  • существующий статус позволяет принимать самостоятельные решения;
  • учрежден и финансируется рекламной индустрией;
  • обладает властью проводить свои решения в жизнь;
  • пользуется практической и моральной поддержкой рекламной индустрии;
  • бесплатно и открыто проводит процессы рассмотрения обращений потребителей.

Рекламный совет России (РСР)

В 1995 г. был основан Общественный совет по рекламе, который в 2000 г. был трансформирован в рекламный совет России (РСР) — орган саморегулирования рекламной деятельности. Членами совета являются ведущие общероссийские ассоциации и объединения рекламных агентств, рекламодателей, СМИ, общества потребителей и региональные организации саморегулирования рекламы.

В структуру совета входят комитеты по выработке этических норм рекламной деятельности и по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства.

Основные направления деятельности РСР:

  • развитие системы саморегулирования рекламы в России;
  • участие в работе по совершенствованию рекламного законодательства;
  • координация деятельности региональных организаций саморегулирования рекламы;
  • предварительная экспертиза рекламных материалов;
  • рассмотрение обращений и прецедентов;
  • досудебное разрешение споров и конфликтных ситуаций в рек ламе;
  • взаимодействие с российскими и зарубежными организациями саморегулирования и рекламными ассоциациями.

Общественным советом был разработан и предложен к добро вольному исполнению «Свод обычаев и правил делового оборот; рекламы на территории РФ». В 2000 г. членами Совета разработан и введен в действие «Российский рекламный кодекс».

В основу Кодекса были положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой па латы и «Свода обычаев и правил…», в нем были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы культурно-исторические особенности России.

Нацеленность РСР на активное участие в разработке рекламного законодательства получила практическую реализацию в процессе работы над Федеральным законом «О рекламе», изменениям к нему и другим законопроектам.

Региональные организации саморегулирования существуют i Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Архангельске, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах.

В 90-х годах XX столетия в России были созданы первые общественные организации, объединившие рекламистов страны.

В числе наиболее авторитетных — Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), представляющая интересы крупнейших рекламных агентств. С момента своего основания в 1993 г. и до 2004 г. она называлась Российской ассоциацией рекламных агентств (PAPA).

Членами ассоциации являлись около ста рекламных агентств. Причиной для изменения названия послужило желание ее членов идти в ногу со временем. В результате такого решения существенно изменился качественный состав ассоциации. Теперь ее членами являются не только рекламные агентства, но и агентства, задействованные в системе маркетинговых коммуникаций, такие как PR-агентства, маркетинговые агентства.

Направления деятельности ассоциации: представление и защита членов ассоциации; содействие в разработке рекламного законодательства, рекомендаций, относящихся к рекламной деятельности; сотрудничество с международными рекламными организациями и др.

Национальная рекламная ассоциация (бывш. Ассоциация работников рекламы России) действует с 1996 г. Сферой ее деятельности является развитие рекламного бизнеса в стране и совершенствование рекламной практики.

Она объединяет в своих рядах около 100 представителей рекламного рынка — рекламодателей, рекламистов, производителей рекламы.

Международная конфедерация обществ потребителей (Конф-ОП). Организация объединяет национальные и региональные организации потребителей шести стран СНГ — России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Туркмении. Создана в 1989 г., свое название получила в 1991 г. В 2000 г. в ее состав входило членов. Ее особенностью является то, что она пристально следит за развитием рекламных процессов, которые помогают ей в защите потребителей от нечестной рекламы.

Основные задачи организации: обеспечение потребителей профессиональной помощью высококвалифицированных специалистов (судебная защита, предоставление независимой и объективной информации, консультации); представительство и защита интересов потребителей в их взаимоотношениях с бизнесом и государством.

Кроме вышеперечисленных, можно назвать еще такие профессиональные саморегулирующие объединения, как:

  • Российская ассоциация директ-маркетинга (1995 г.);
  • Московская рекламная гильдия (1998 г.);
  • Союз профессионалов наружной рекламы (1999 г.);
  • Национальная сеть теле-, радиовещателей — HAT (1995 г.);
  • Российская ассоциация региональных телекомпаний — РАРТ (1995 г.);
  • Национальная ассоциация издателей — НАИ (1998 г.);
  • Российская ассоциация независимого вещания (1999 г.);
  • Российский медиасоюз (2002 г.);
  • Российская ассоциация маркетинговых услуг — РАМУ (2001г.);
  • Российская ассоциация муниципальных образований.

Несколько слов скажем о международных неправительственных организациях.

Такие организации имеют большое влияние на координацию совместных усилий, унификацию требований к рекламе на международной арене.

Наиболее известными и влиятельными из них являются: Международная рекламная ассоциация, Международная торговая палата, Международный союз рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы, Европейская ассоциация организаций саморегулирования рекламы (EASA) и др.

Свои международные организации имеют и рекламодатели. Крупнейшая — Всемирная федерация рекламодателей. Рекламодатели объединяют усилия для решения своих глобальных проблем. Одним из направлений деятельности Федерации является разработка международных стандартов по закупке рекламного пространства СМИ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)