Регулирование цен

Цены оказывают громадное влияние на развитие национального хозяйства и жизненный уровень населения. Цена (тариф) — это определенное количество денежных единиц, получаемых за товар. Она складывается под воздействием издержек производства, соотношения спроса и предложения, полезности товара.

Существует несколько целей регулирования цен. Первая из них — обеспечить доступность товаров и услуг естественных монополистов для домохозяйств, бизнеса и государства. Вторая — ограничить доступ отдельных категорий потребителей к продуктам, сделав их недоступными.

Третья цель регулирования — обеспечить приоритетное развитие тех или иных отраслей экономики. Последняя цель в данном списке (не последняя по важности) — это регулирование инфляционных последствий.

Инфляция  — обесценивание денег, проявляющееся в росте цен на товары и тарифов на услуги при необеспечении соответствующего повышения их качества.

Инфляция существует в любой экономике, в которой есть деньги или то, что выполняет их функции.  Методы борьбы с инфляцией делят на прямые и косвенные.

К прямым методам относят:

  • прямое регулирование государством денежной массы;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное регулирование заработной платы;
  • государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютного курса.

Антиинфляционное регулирование заключается в установлении целевых значений инфляции на плановый период, выбор инструментов для достижения заданной величины исходя из текущих экономических условий, и реализации подготовленных планов.

В ряде случаев в процессе выполнения планов от заданных целевых значений приходится отказываться и пересматривать планы.  Примерами таких случаев, может быть, борьба с гиперинфляцией в послевоенной Германии во второй половине 1940-х годов или в России в первой половине 1990-х годов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)