Региональные законы об образовании

Закон г. Москвы от 10.03.2004 № 14 (ред. от 04.07.2012) «Об общем образовании в городе Москве»

Выдержки из Закона: Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов общего образования:

  1. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, являясь составной частью государственных образовательных стандартов общего образования, определяет дополнительные к установленным федеральным компонентом государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания основных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений города Москвы с учетом социально-экономических, географических, культурных и исторических особенностей города Москвы и направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию, формирование навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.
  2. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обязателен для реализации в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс по общеобразовательным программам в городе Москве до завершения обучения лицами, поступившими на обучение до 31 декабря 2010 года.
  3. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования не могут являться основаниями для отказа в приеме в государственное образовательное учреждение города Москвы, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы данного уровня, обучающегося из образовательного учреждения другого региона.

Организационное обеспечение учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы

1. Учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы обеспечивает возможность организации деятельности обучающихся в различных формах: индивидуальной, в том числе занятия по индивидуальным учебным планам, групповой, экскурсионной, проектной, научно-исследовательской и иной форме и предусматривает:

  • совместную работу двух преподавателей при проведении занятий по учебным предметам в I-XI классах с использованием современных информационных технологий при наличии необходимых условий, подготовленных педагогических кадров и утвержденной образовательной программы;
  • деление I-XI классов, имеющих наполняемость, установленную федеральными нормативными правовыми актами и/или правовыми актами города Москвы, на две группы при проведении занятий по иностранному языку, информатике, профильным предметам, физической культуре при наличии необходимых условий и педагогических кадров, если для данного вида общеобразовательного учреждения не предусмотрено другое деление классов.

2. Учебный план разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.

Преподавание учебных курсов и дисциплин в образовательном учреждении ведется на основании рабочих программ учебных курсов и дисциплин, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов, должно соответствовать установленным уполномоченными федеральными государственными органами требованиям к соотношению частей основной общеобразовательной программы и ее объему, условиям ее реализации и результатам освоения.

Часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатывается с учетом культурных, исторических, географических, социально-экономических и других особенностей города Москвы на основе мониторинга потребностей обучающихся в изучении региональных культурных традиций и особенностей, проводимого в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Учебное время, отводимое на реализацию части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, используется для организации индивидуальных и групповых занятий, углубленного изучения отдельных и (или) профильных предметов, организации факультативов и элективных курсов, занятий проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами деятельности.

Общие требования к приему в государственные и муниципальные образовательные учреждения в городе Москве:

  1. Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения определяются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
  2. Обучение детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и при условии их готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования, с более раннего возраста – по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя.
  3. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в учреждение допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком.
  4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
  5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное или муниципальное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.

Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавливается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях и настоящим Законом.

Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осуществляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем.

Организация образовательного процесса в средней общеобразовательной школе «Школа надомного обучения»:

  1. Образовательный процесс в средней общеобразовательной школе «Школа надомного обучения» строится на основе сочетания различных форм обучения, которые определяются данным образовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями обучающихся.
  2. Наполняемость классов при классно-урочной организации обучения составляет не более 8 обучающихся, при групповой – не более 4 обучающихся. При необходимости организуются индивидуальные занятия с обучающимися. При проведении занятий по профессиональной подготовке наполняемость группы не должна превышать 6 человек.
  3. Объем учебной нагрузки обучающихся определяется индивидуальным учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением с учетом медицинских показаний обучающихся.

Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 (ред. от 17.07.2013) «Об образовании в Санкт-Петербурге»

Выдержки из Закона: Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями:

  1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
  2. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и(или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительные меры социальной поддержки в сфере образования в Санкт-Петербурге в части предоставления обучающимся государственных образовательных организаций льготного питания, оплаты проезда на транспорте устанавливаются Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности:

  1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, в Санкт-Петербурге создаются государственные образовательные организации и структурные подразделения государственных образовательных организаций, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций: нетиповые и иные образовательные организации.
  2. Порядок комплектования нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается Правительством Санкт-Петербурга с учетом уровня и направленности реализуемых государственными образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в государственных образовательных организациях.
  3. Государственные образовательные организации, иные организации, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают по согласованию с уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в правилах приема граждан на обучение механизмы выявления у детей данных способностей.

Закон Московской области от 27.07.2013 № 94/2013-ОЗ (ред. от 08.05.2014) «Об образовании»

Закон регламентирует следующие вопросы:

  1. Воспитательный компонент образовательного процесса
  2. Инфраструктура системы образования в Московской области
  3. Общественные органы управления образованием в Московской области
  4. Инновационная деятельность в сфере образования
  5. Информационная открытость. Мониторинг в системе образования в Московской области
  6. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере образования
  7. Экономическая политика Московской области в сфере образования
  8. Организация финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования Московской области
  9. Финансовое обеспечение затрат на подготовку специалистов по профессиональным образовательным программам
  10. Оплата труда работников образовательных организаций в Московской области
  11. Дополнительные меры по реализации в Московской области прав граждан на образование
  12. Меры социальной поддержки обучающихся
  13. Охрана здоровья обучающихся образовательных организаций
  14. Меры поддержки работников образовательных организаций
  15. Обеспечение условий для выполнения педагогическими работниками образовательных организаций профессиональных обязанностей
  16. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников в московской области
  17. И другие

Областной закон Ленинградской области от 24.02.2014 № 6-ОЗ «Об образовании в Ленинградской области»

Закон в числе прочего регламентирует вопросы:

  1. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями
  2. Обеспечение обучающихся питанием и вещевым имуществом
  3. Стипендиальное обеспечение обучающихся
  4. Организация обучения на дому и в медицинских организациях
  5. Особенности получения образования для лиц, проявивших выдающиеся способности
  6. Дополнительные гарантии по реализации права на образование и меры социальной поддержки обучающихся в Ленинградской области
  7. Содействие привлечению педагогических работников в образовательные организации Ленинградской области
  8. Возмещение расходов педагогических работников в сельской местности Ленинградской области
  9. Компенсация педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена в Ленинградской области
  10. Меры социальной поддержки педагогических работников в Ленинградской области
  11. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования в Ленинградской области
  12. Права и обязанности родителей (законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования в Ленинградской области
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)