Регион в условиях реализации проекта Большой Москвы

«Базовые факторы пространственного развития. Их два типа. Первой природы – естественные ресурсы, местоположение и преимущества второй природы, созданные самим человеком.

Это возможность использовать агломерационные эффекты – эффекты концентрации людей в городских сообществах, сокращение издержек на содержание инфраструктуры и транспортное развитие, более широкий выбор на рынке труда, как для работника, так и для работодателя. Второе – это качество человеческого капитала.

Московская столичная агломерация уже вышла за пределы Московской области, и Обнинск, Ворсино и даже Малоярославец уже включены в эту зону. То есть этот кусок у вас получил агломерационный эффект, находясь даже на периферии агломерации. И, следовательно, выгоду. Калужская область использовала близость к столичной агломерации.

Вам очень в этом повезло, и этот примыкающий к Московской области кусок – хлебное дерево. В 2000-е годы он начал кормить и еще долго будет кормить всю Калужскую область. По уму его использовать – главная задача местной власти. Второе преимущество территории – областной центр, вокруг которого тоже генерируются агломерационные эффекты и где идет концентрация людей.

Исследования процесса регионализации, проходящего в нашей стране, позволило получить результаты, отличающиеся новизной подходов. Так группой ученых, возглавляемой сопредседателем Экспертного совета «Потенциал России» А. Крыловским, осуществлена научно- практическая работа «Индекс конкуренции регионов – полюса роста России» (2013 год).

Проведен анализ регионов страны, отличающихся наиболее высоким рейтингом, которые, по мнению сообщества экспертов, должны взять на себя ответственность за экономический рост России. Исследователи выделили следующие агломерации: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярские края.

Калужская область не включена в «полюса роста», так как, по мнению исследователей, она является составной частью московской агломерации. Оценка разносторонности и плотности социально-экономических связей в агломерации, по мнению экспертов, позволяет сделать вывод о том, что она выступают как единое целое.

Следует отметить, что градостроительная деятельность по развитию московской агломерации и «Большой Москвы» является важнейшим социально–экономическим фактором, который влияет на темпы экономического роста и конкурентоспособность экономики Калужской области.

Разработка Концепции развития московской агломерации, которая началась в конце 2011года, охватывает не только развитие Москвы, но и всей агломерации, включая подмосковные территории, к которым, по проекту «Большой Москвы», относятся и территории Калужской области.

В тоже время, реализуемая в стране региональная политика, не решила, а обострила ключевые проблемы рыночного пространства страны. Экономическое пространство России перенасыщено проблемными регионами. Высокий уровень неоднородности российских регионов, требует сформировать гибкую, адаптивную систему, опирающуюся на открытый обмен информацией между уровнями власти, бизнесом и населением.

В стране не сформирована, реально действующая система местного самоуправления, что не позволяет использовать его потенциал для решения вопросов местного и регионального значения. Процесс становления среднего класса, как несущей конструкции социально-экономического развития регионов страны, замедлился, что отрицательно влияет на укрепление инновационного потенциала, а также, уровень компетенций и навыков, носителями которых выступают представители среднего класса.

Властные структуры не проявляют должной активности в формировании современной институциональной среды, стимулирующей инновационные направления научно-образовательной и предпринимательской деятельности, как основы устойчивого, регионального экономического роста. Бюджетная политика не демонстрирует стратегических ориентиров и широких горизонтов планирования, а носит краткосрочный характер, и нацеленность на решение текущих вопросов.

По мнению органов власти субъектов федерации и экспертного сообщества, требуют своего решения вопросы использования логистической методологии и региональной экономики для стратегического планирования развития единой инфраструктуры Москвы и прилегающих областей, как основы перспективной социально- экономической деятельности.

Например, сегодня объем рынка логистических услуг в России, по экспертным оценкам, составляет примерно $89 млрд. В тоже время, по уровню услуг, Россия значительно отстает от развитых европейских стран.

В стране нет современной техники и специализированных компаний, которые бы смогли, например, обеспечить электронный обмен данными. Россия имеет самый низкий показатель среди 10 ведущих экономически развитых стран: по насыщенности автодорогами на кв. км территории; по количеству аэропортов, по уровню развития железнодорожной сети.

Для привлечения дополнительных объемов грузопотоков требуются инвестиции в инфраструктуру, а также техническое и технологическое переоснащение транзитной системы, что позволит повысить ее производительность и, следовательно, сделать цены конкурентными.

Остро стоит проблема повышения качества предоставляемых услуг: сокращение транзитного времени, снижение затрат на перевозку, оптимизация тарифов, сохранность грузов, информационное сопровождение грузопотоков в едином EDI формате. Инвестирование в инфраструктуру зависит от местных инициатив, от возможностей привлечения финансовых средств из региональных и федеральных программ.

Каждый регион должен быть заинтересован как в разработке реальной концепции развития транспортно-логистической системы, так и в создании программы ее реализации.

Требуется активизация механизма государственно-частного партнерства. Важна политическая воля руководителей субъектов федерации при взаимодействии с организациями, представляющими интересы бизнеса, например, с логистическими ассоциациями, консалтинговыми компаниями и т.д.

Необходимы научные исследования зарубежного опыта и положительных отечественных практик. Представляет интерес изучение немецкой модели государственно-частного партнерства и германского опыта реализации инвестиций в логистические центры, которые характеризуются рядом особенностей, в частности, сильной государственной поддержкой на всех уровнях.

Следует проанализировать проработки концепции развития транспортно – логистических систем Ленинградской, Владимирской, Нижегородской, Смоленской областей, а также Республики Татарстан.

На основе полученных научных результатов станет возможным разработать релевантные практические рекомендации для осуществляемой градостроительной деятельность по развитию московской агломерации, «Большой Москвы», Калужской и Тульской областей.

Сегодня большинство субъектов Российской Федерации разработали и законодательно приняли стратегии социально-экономического развития своих территорий, в тоже время, отсутствует единая методология и методика разработки стратегий развития агломераций.

В реальной практической деятельности возникают проблемы с горизонтами планирования.
Так Калужская области разработана стратегия социально-экономического развития до 2030 года.

В тоже время, на федеральном уровне существовала Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Горизонты планирования в субъекте федерации оказались значительно перспективнее, чем во всей Российской Федерации, что вносит разночтение во взаимоотношения федерального и регионального уровня, а также власти, бизнеса и общества.

Требуется определить направления и критерии эффективного перехода от инерционного к инновационному пути развития регионов с использованием потенциала формируемых агломераций.

Решение современных проблем социально-экономического развития регионов имеет для России важное национальное значение. Государственная региональная политика базируется на внедрении различных видов инновационных инструментов преференциального стимулирования предпринимательских инициатив. В тоже время, анализ реальное состояние дел в области территориального развития, позволяет сформулировать ряд важных выводов.

В первых. Даже при наличии достаточно обширного перечня инструментов, которые призваны обеспечить территориально сфокусированное, преференциальное стимулирование предпринимательской активности, процесс происходит бессистемно, не имеет четко разработанного методологического, нормативноправового, информационного, организационного обеспечения.

Достаточно показательно досрочное прекращение работы восьми региональных особых экономических зон в сентябре 2016 года. Правительство РФ на своем официальном сайте поместило постановление, в справке к которому констатируется факт прекращения деятельности восьми неэффективно функционирующих особых экономических зон в ряде субъектах РФ.

Следует напомнить, что подобное прекращение существования ОЭЗ допускается на территории, где в течение трех лет со дня создания не заключено ни одного соглашения о ведении деятельности и резидентами которых в течение трех лет подряд не ведется соответствующая деятельность.

Во вторых. В стране продолжает отсутствовать единая система, позволяющая осуществлять конструктивное, перспективное взаимодействие между ветвями власти всех уровней, что ведет к несогласованной и нескоординированной деятельности. Не сформирован режим открытого и заинтересованного обмена информацией, который способен повлиять на эффективность реализации принимаемых решений.

Крайне слабы процессы, связанные с формированием варианта институционального управления, базирующего на институтах, разделяемых всеми заинтересованными участниками, органами власти, осуществляющими межрегиональное взаимодействие, предпринимателями и их сообществами, а также гражданами и их общественными объединениями.

Между тем, на сегодняшний день, наиболее актуальным и перспективным направлением в деятельности органов власти стран мира, выступает стремление обеспечить максимальную степень открытости всех процессов, происходящих в сфере государственного управления и, в первую очередь, в управлении общественными финансами.

Результаты анализа состояния рыночных долгов у субъектов Федерации демонстрирует, крайне отрицательную картину. По данным руководства страны, общий объем рыночного долга российских регионов составляет общую сумму, до триллиона рублей.

Задолженности включают в себя, не только долги по государственным ценным бумагам и кредитам, но и значительные суммы, полученные у коммерческих банков под высокий процент.
Размер последней задолженности представлен суммой, составляющей пятьдесят процентов от государственного долга субъектов РФ, в то время, как руководство финансово-экономического блока страны, установило требование, по долговым обязательствам.

Субъекты Федерации не могут превышать этот показатель на 50% от собственных доходов регионов. В тоже время, в России имеется восемь регионов, у которых объем рыночного долга превышает весь годовой доход, и, свыше десяти регионов, которые превысили установленные ограничения по рыночным долгам.

Правительство вынуждено предоставить целевой кредит из федерального бюджета на погашение, хотя бы, части рыночного долга, так как достигнутый уровень долговой нагрузки не позволяет решать задачи, стоящие перед руководством регионов, в частности, по обеспечению стандартов качества жизни населения.

На цели поддержки регионов-должников, предполагается потратить в 2017 году, свыше 60 миллиардов рублей. Принятое решение формулируется, как исключительное, и сопровождается предупреждением о том, что в ближайшие годы помощь регионам оказываться не будет.

Вынужденные меры, принимаемые федеральными органами власти, связаны с катастрофическими ситуациями, сложившимися в ряде регионов. Наиболее сложное положение возникло в Удмуртии, Карелии и Хакасии, где остро стоит вопрос о дефиците местных бюджетов.

Собственных средств не хватает, как на выполнение их обязательств по погашению коммерческих долга, так и на повышение зарплат, которое они обязаны осуществить во исполнение майских указов Президента РФ.

По данным Счетной палаты России, расходы на обслуживание всех регионов за три года выросли в 2 раза, на погашение – в 3,6 раза до 2,3 трлн. руб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)