Реформирование государственной службы

В зарубежных средствах массовой информации, опираясь в основном на советский опыт, распространено мнение об «управляемой демократии» в России.

Что касается советского периода, то здесь не возникает особых проблем. Действительно, советская демократия была управляемой и управлялась она коммунистической партией. Что касается нынешней ситуации, когда президент опирается на победившую на прошлых выборах партию «Единая Россия», то это ничего не говорит об «управляемой демократии».

Большинство президентов или премьеров в мире приходят к власти в основном как лидеры тех или иных политических партий. К тому же В. В. Путин не является членом «Единой России» и практически не участвует во внутрипартийной жизни. Поэтому разговоры о российской «управляемой демократии» — это политический прием давления на наших руководителей политической власти и государственный аппарат.

Понятие «управляемой демократии» в отношении России просто навязывается некоторыми центрами глобального влияния, а заодно и многим другим народам, которые отстаивают свой суверенитет.

По мнению заместителя главы президентской администрации В. Суркова, наша российская модель демократий может быть названа «суверенной демократией», поскольку мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне.

Интересно
Разгул мафии и ее проникновение во все социальные структуры вплоть до государственных говорит о том, что до сих пор в России не отпала необходимость строительства вертикали власти как политической, так и административной.

Административная вертикаль власти, связанная с реформированием государственной (гражданской) службы, осуществляется для повышения эффективности государственного управления, формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов.

Гражданская служба РФ является важнейшим инструментом выстраивания административной вертикали, важнейшим инструментом проводимых в обществе и государстве преобразований, связанных с развитием социальной сферы, национальной безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры российских граждан.

Ее обновление рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

Нормативно-правовая база реформирования государственной (гражданской) службы включает в себя федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Администрации Президента РФ, нормативные правовые акты, разрабатываемые в федеральных государственных органах, а также законы и правовые акты субъектов РФ.

Осуществление преобразований в сфере государственной (гражданской) службы намечено осуществить в несколько этапов. Первый этап, который можно назвать подготовительным, начался с конца 1993 г. и завершился в середине 2003 г.

В это время были приняты Указ Президента РФ «О федеральной государственной службе» от 22 декабря 1993 г., Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., Указ Президента РФ «О концепции реформирования системы государственной службы РФ» от 15 августа 2001 г., Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г., Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

Все эти законы и указы имели рамочный характер, намечали лишь возможные пути осуществления тех или иных институциональных структур. Этот этап характеризовался формированием научного подхода к осуществлению модернизации института государственной службы страны в целом и завершился разработкой и утверждением федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)».

Второй этап, естественно, начался с принятия Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», который вступил в силу с 1 февраля 2005 г. Он сформулировал и нормативно закрепил деятельность лишь одного из видов государственной службы — гражданской службы.

Для реального осуществления этого закона в течение 2004—2006 гг. было принято более 20 указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в которых апробировались, нормативно оформлялись и совершенствовались механизмы функционирования данного вида государственной службы, стабилизировалась его структура, оптимизировался состав гражданских служащих.

С целью продолжения этой деятельности в конце 2005 г. была подготовлена и принята другая федеральная программа, сформулированная в распоряжении Правительства РФ «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Для ее поддержки Президент РФ принял Указ «О продлении срока реализации федеральной программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)” на 2006-2007 годы» от 12 декабря 2005 г. № 1437.

В качестве координатора реализации мероприятий, предусмотренных федеральными законами и подзаконными актами, была определена Администрация Президента РФ. На нее также возложен контроль исполнения мероприятий указанных двух федеральных программ.

Непосредственно функции, связанные с реформированием государственной службы, осуществляет образованное в структуре Администрации Управление Президента РФ по вопросам государственной службы.

Одной из его задач является содействие Президенту РФ в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы, в обеспечении согласованного взаимодействия органов государственной власти по этим вопросам.

В планах реформирования гражданской службы предусматривается большая работа по установлению объективного соотношения должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов РФ, а также соотношение должностей федеральной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.

Предполагается, что указом Президента РФ будет установлено соотношение классных чинов, воинских и специальных званий по всем видам государственной службы.

Интересно
Опыт реформирования федеральной гражданской службы с интересом изучается администрациями субъектов РФ, поскольку позволяет реальнее представить состояние региональной гражданской службы, определить конкретные направления ее дальнейшей модернизации, а также осуществить поэтапное ресурсное обеспечение этого процесса.

Очевидно, важным направлением реализации общего замысла реформы гражданской службы является подготовка нормативных правовых актов субъектов РФ, следующих из принятых федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ. Особое внимание уделяется содержанию программ реформирования гражданской службы в субъектах РФ.

Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 их органам государственной власти в пределах своих бюджетных средств рекомендовано принять участие в реализации соответствующих мероприятий, а также разработать и утвердить программы реформирования своих гражданских служб.

Эта работа в большинстве субъектов Федерации проводится достаточно планово, последовательно и в меру эффективно.

В рамках реализации региональных программ реформирования гражданской службы проводятся соответствующие мероприятия по осуществлению пилотных проектов и экспериментов с участием как федеральных государственных органов, так и зарубежных партнеров.

Данная работа была проведена в органах исполнительной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике, Красноярском крае, Самарской и Саратовской областях, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе.

Реализация мероприятий региональных программ реформирования гражданской службы активизировала деятельность региональных и местных администраций по созданию технических условий для эффективного функционирования гражданской службы, по инвентаризации материально-технической базы, которая на протяжении последнего десятилетия практически не проводилась.

Данный анализ потребовал улучшения использования материально-технических ресурсов, оптимизации условий выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

Вместе с тем уже проведенное реформирование гражданской службы показало достаточно много нестыковок в механизме ее функционирования, некоторое количество поставленных задач так и не было решено, несмотря на то, что сделано немало важных шагов для их реализации.

Новое построение структуры федеральных органов  исполнительной власти не обеспечило должного развития и эффективной работы этих органов.

Административные реформы обычно всегда начинались сверху и неизбежно встречали достаточно мощное сопротивление в толще государственных структур, на разных уровнях властной вертикали.

Весь громоздкий и многоуровневый государственный механизм, при одном лишь намеке на возможную «оптимизацию» его работы, ужепривык отчаянно тормозить все начинания.

В российской истории вообще не отмечено сколько-нибудь значительных преобразований, прошедших легко, гладко и без сопротивления со стороны «реформируемого материала». Сейчас эксперты продолжают спорить, каким образом реформу надо развивать, чтобы не зайти с ее помощью в тупик.

При проведении различных конференций, дискуссий, «круглых столов» был предложен ряд шагов, которые, по мнению участников, могут все-таки продвинуть административную реформу вперед.

Например, глава института проблем глобализации М. Делягин считает, что для этого необходимы следующие условия. Прежде всего, аппарат правительства и администрация президента должны стать единой структурой, а глава государства — напрямую возглавить правительство.

Интересно
По мысли эксперта, это позволит уйти от «византийской системы размывания ответственности». Дальше, федеральные и региональные структуры управления необходимо интегрировать в единую систему, как это делается в бизнес-корпорациях (с учетом того, что цель бизнеса — получение прибыли, а задача государства — прирост населения и его благосостояние).

И, наконец, нужно ввести в национальном масштабе электронный документооборот вместо нынешнего бумаготворчества и почтовых пересылок. Документы должны стать «прозрачными» в стране.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)