Реализация социально-технологического подхода

Есть примеры системной реализации задуманного в этой сфере. Так, проект «Интерактивность» журналисты «Нашей газеты» и бизнесмены Издательского дома «Абак-Пресс» в Екатеринбурге готовили не один месяц, но и эффективность его была ощутимой как в финансовом отношении, так и в плане продвижения газе­ты на рынок, укрепления и развития ее имиджа. «По сути, наш проект — это по­пытка наладить активное двустороннее общение с читателями, — заметила в разго­воре со мной один из инициаторов проекта Алена Плоек. — В результате газета получает возможность:

  1. Ежедневно изучать (без посредников) читательскую аудиторию, ее по­требности, и своевременно изменять газету в соответствии с этими потреб­ностями. «Спровоцировав» читателей на контакт с редакцией, можно узнать от них много интересного. Их вопросы — это готовые темы, их истории — поводы для журналистских расследований и проблемных материалов. Как показывает наш опыт, вопрос, заданный одним читателем, вызывает гаран­тированный интерес как минимум у 600 человек, а в среднем — у 1500 (это мы узнаем из автоинформаторов, о которых чуть позже). Пока не накоплено достаточно информации, изменения в газете выражаются в том, что мы под­нимаем все новые вопросы и развиваем особенно популярные темы. Когда же статистики будет достаточно, мы пойдем на более ощутимые изменения, со­ответствующие ожиданиям аудитории.
  2. Оценивать качество как газеты в целом, так и материалов конкретных журналистов. Если статья вызвала бурную реакцию читателей — значит, это хорошая статья. Если материалы одного журналиста постоянно вызывают ак­тивный отклик — это хороший журналист. И наоборот. Активность читатель­ского отклика вычисляется просто: наличие звонков — мнений, адресованных Читательскому редактору, уточняющих вопросов на автоответчик, общее чис­ло звонков по этим темам на автоинформторы (подробнее об этих техноло­гиях чуть ниже).
  3. Предоставлять информацию, полезную для рекламодателей. Например, им небезынтересно знать, какие темы вызывают наибольший интерес у ауди­тории, чтобы поставить свою рекламу на одной полосе с материалом на какую-то из этих тем. Еще важней информация — какая тема популярна у определен­ной аудитории (например, у собирающихся приобрести недвижимость).
  1. Еще больше повысить свою популярность в городе. Учитывая, что месяч­ный охват НГ составляет почти 80% населения Екатеринбурга, мы измеря­ем популярность не категорией охвата, а понятиями качества и влиятель­ности. И наша цель — сделать НГ самой влиятельной газетой города.

Какие технологии используются?

В мире придумано уже много технологий обратной связи с аудиторией, спо­собов добиться максимального с ней сближения. Поэтому у нас не было необходи­мости изобретать велосипед. Нужно было только собрать информацию, проанали­зировать то, что мы читали в специальной литературе и слышали на международ­ных издательских конгрессах (например, организованных Всемирной газетной ассоциацией), и адаптировать западные технологии к нашим местным условиям. В итоге в рамках проекта начали работать автоинформаторы, еженедельные опро­сы читателей газеты и появился такой человек, как Читательский редактор.

Как работает система автоинформаторов?

Подобная система взята и адаптирована нами из опыта европейских изданий, где уже давно используют так называемые информационные расширения. Это ког­да, например, по голосовой заявке владельца сотового телефона он получает SMS-сообщение на интересующую его тему.

Автоинформаторы НГ — это выделенные телефонные линии, на которые автор статьи размещает информацию, связанную с темой публикации. Например, после статьи «Рожать или подождать», посвященной демографической ситуации в Рос­сии, можно увидеть вопрос: «Как борются с рождаемостью в Китае?» и ссылку на телефонный номер автоинформатора.

Любой читатель может позвонить по этому номеру и услышать примерно следующее: «Здравствуйте, я журналист Зоя Шиляева, вы хотите узнать…», и далее вопрос и ответ на него. Такие ссылки есть у двух главных материалов номера и у рубрики «Вопрос недели», когда на автоинформаторы размещаются ответы на во­просы читателей, позвонивших в редакцию. Причем мы выбираем не те вопросы, на которые легко получить ответ, а те, где докопаться до истины может только про­фессиональный журналист. Так, на вопрос «Почему нельзя ставить детские коляс­ки в магазине?» ответ был найден после прохождения 12 инстанций! Большинству горожан это не под силу.

Автоинформаторы «Нашей Газеты» работали 16 контрольных недель под при­стальным вниманием социологов, и статистика по звонкам была следующая:

После 12 недели количество звонков стабилизировалось, каждую неделю на наши автоинформаторы их поступает не менее 15000. За это время обнаружена интересная тенденция: если на первой и второй неделе на каждую линию было при­мерно одинаковое количество звонков, то теперь можно говорить о тематических предпочтениях. Например, о том, «какие объекты нельзя фотографировать в Екате­ринбурге», захотели узнать 2197 читателей, а вопрос: «Как обстоит дело с детскими пособиями в других странах», — заинтересовал только 125 человек.

Тестирование проекта подсказало также и путь развития для рубрики «Вопрос недели». Теперь каждый читатель может позвонить или в редакцию, или на авто­ответчик «Нашей Газеты» и задать свой вопрос. Ответы на самые интересные или часто задаваемые вопросы уже в следующем номере газеты будут «выложены» на автоинформаторы в рубрике «Вопрос недели». И если какая-то тема набирает наи­большее количество звонков читателей, она «вырастает» в полноценный материал на страницах «Нашей Газеты». Таким образом маленький ответ на вопрос читате­ля может стать большой темой номера.

Приведем такой пример. Увидев свою фамилию в опубликованном списке при­сяжных заседателей (система присяжных заседателей только начинает работать в нашем городе), читатель задал редакции вопрос: «Что мне теперь делать?». Мы выложили короткий ответ на автоинформатор, и эта тема по количеству звонков сразу набрала первое место. И по горячим следам в следующем номере на первой полосе был опубликован материал «Присяжным можешь ты не быть», в котором рассказывалось о правах и обязанностях присяжных, о принципах их отбора и вообще о том, что есть суд присяжных.

 Как организовать еженедельные опросы?

Система еженедельных опросов заимствована нами из идеи ежедневных мониторингов читательского мнения бразильской газеты «О Globo». Но в отчетах «О Globo» ни слова не было сказано о технологии проведения опросов, поэтому все, что относит­ся к технологии, мы разработали сами и считаем своим KnowHow. Посему не будем вдаваться в детали. Итак, еженедельные опросы читателей проводятся «Нашей Газе­той» по репрезентативной выборке аудитории, на которую ориентирована газета. Это люди с высшим и средним специальным образованием, с доходом от 3000 руб. на чело­века в семье, занимающие активную жизненную позицию.

Каждую неделю 100 человек по телефону отвечают на вопросы о свежем номе­ре газеты и дают оперативную оценку номера. Мы узнаем степень прочитанности каждого материала (она колеблется, в зависимости от материала, от 12 до 90 чело­век). Среди оценок статей — новизна, важность и полезность информации. По ре­зультатам нескольких недель можно отследить своеобразные рейтинги постоян­ных рубрик. Также еженедельные опросы среди читателей «Нашей Газеты» позво­ляют выделить причины чтения того или иного материала, например важность для читателя анонса на первой полосе, наличие фотографии или яркого заголовка.

Кстати, эти данные сразу используются в работе редакции: еженедельные пла­нерки начинаются с сообщения данных статистики АИ и опросов, и эти данные являются средством дополнительной мотивации журналистов. Так, если среди причин чтения материала на первом месте оказывается заголовок, автор заголовка поощряется премией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)