Реализация Конституции РФ
Ценность Основного закона определяется, прежде всего, эффективностью регулирования общественных отношений, степенью воплощения конституционных предписаний в жизнь. Однако на практике указанные качества конституций превращаются в благое намерение. Такие конституции или их отдельные положения придают конституции характер фиктивной.
Что означает само понятие – “реализация конституции”? Обратите внимание, наряду с понятием “реализация конституции” в юридической литературе используется термин – “действие конституции”, который во многих случаях рассматривается чуть ли не как синоним “реализация”.
На самом деле, следует иметь в виду значительное смысловое различие между этими понятиями. Конституция действует на протяжении всего времени, пока она остается в силе, т.е. это постоянный фактор государственно- правового развития общества.
Так, Конституция (Основной закон), принятая 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями, прекратила действовать со дня принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Об этом прямо сказано в ч.1 раздела II “Заключительные и переходные положения”.
Что же касается реализации Конституции, то это целеустремленная деятельность компетентных органов – государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений – по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности.
Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах. Такими государственно-правовыми формами являются:
- Организация исполнения конституционных норм.
- Непосредственное осуществление конституционных норм путем их использования и соблюдения.
- Применение мер воспитания, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм и санкций за их неисполнение.
- Толкование конституционных норм.
Первая форма реализации конституционных норм – Организация исполнения конституционных норм. К числу форм организации проведения в жизнь конституционных норм следует отнести издание на основе конституции нормативных актов, детализирующих и конкретизирующих конституционные нормы с целью установления порядка их использования и соблюдения, а затем и применения.
Это, отнюдь, не противоречит конституционному положению о том, что Конституция Российской Федерации – непосредственно действующее право (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Все конституционные положения наделены одинаковой юридической силой, но не все они реализуются одинаково.
Во-первых, в Конституцию Российской Федерации включена определенная часть правовых норм, которые применяются прямо, без дополнительного правового механизма, т.е. непосредственно со ссылкой на соответствующую статью Конституции.
Они имеются в различных главах Конституции: при характеристике принципов основ конституционного строя, статуса личности, организации и деятельности государственных органов и некоторые другие.
Однако в силу того, что Конституция – особый закон, наделенный важными политическими и идеологическими функциями, прямо применяемые положения не могут составлять и поэтому не составляют преобладающую часть конституционного текста.
Во-вторых, регулятивное действие Конституции и её норм проявляется в полной мере только в едином комплексе с другими нормами, закрепленными в текущем законодательстве. Это свойство Конституции проявляется уже в том, что в ней содержатся статьи, в которых предписывается необходимость издания законов, раскрывающих её содержание.
Статьи такого рода можно разделить на две группы: к первой группе относятся статьи Конституции, в которых говорится о необходимости принятия федеральных конституционных законов. Таких требований в Конституции – 15; подавляющее большинство таких федеральных конституционных законов уже приняты.
Ко второй группе следует отнести принятие по указанным в Конституции вопросам федеральных законов. В Конституции названы только наиболее значимые для данного периода развития государства вопросы, которые должны быть урегулированы в первую очередь.
Например, в ч.3 ст.36 установлена необходимость принятия федерального закона, в котором были бы определены условия и порядок пользования землей; в ч.4 ст.81 указано на необходимость принятия федерального закона о выборах Президента Российской Федерации и т.д. Многие из названных в Конституции требований принятия федеральных законов также уже выполнены.
- Социальные основы конституционного строя РФ
- Экономическая основа конституционного строя РФ
- РФ как светское государство
- Человек и его права и свободы как высшая ценность
- Политические партии и многопартийность в РФ
- Общественные объединения в РФ
- Идеологическое многообразие в РФ
- Разделение властей в РФ
- Правовое государство и РФ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу