Развитие российской этнологической науки
Эволюционная школа, как мы увидим, сыграла большую роль в становлении ее методологии, и теперь российская этнологическая наука занимает особое место в мировой этнологии, хотя длительное время развивалась в относительной изоляции.
Одной из первых работ с принципами этнографического описания, был труд Г. И. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», одном из коренных малочисленных народов Севера, принадлежащем к семье финно-угорских народов, — хантах.
В конце XVIII в. в центре внимания русской общественной мысли были вопросы, связанные с историческими корнями русского народа, с пониманием места России в европейской и мировой культуре.Лейтмотивом трудов русских просветителей (М. В.Ломоносова, Н. М. Карамзина и др.) была тема национального достоинства, национальной гордости, а в первой половине XIX в. — проблемы развития русского национального самосознания.
Славянофилы 30—50-х гг. XIX в. (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков. И. В. Киреевский) с особой остротой ставили проблему достижения национальной самобытности, создания национальной культуры, развития литературы и искусства, выдвигая в качестве центральной идею мессианской роли России в будущем развитии Европы.
Уже начинало осознаваться особое пересечение этнического (объединяющего) и социально – классового (разъединяющего) «измерений» российского общества, которое в дальнейшем, особенно в советский период, во многом определило развитие и этнографической науки, проблемы и противоречия этого развития.
Именно народ (угнетаемый труженик) в глазах демократически настроенной русской интеллигенции был носителем подлинной национальной самобытности, национального самосознания, тогда как высшие слои общества (дворянство) офранцуживались, страдали «болезнью», позже названой «европейничаньем».Тогда же была поставлена и одна из «вечных» тем российского национального самосознания, связанная с особым евразийским геополитическим и культурным положением России. Тема, которая и сегодня многое определяет в развитии общественной жизни, в политике, культуре, науке, образовании. Тема выбора «западного» или «восточного» пути развития.
Ранее свою художественно-поэтическую позицию в этом вопросе «сформулировали» два великих поэта — А. С. Пушкин и поляк А Мицкевич, интерпретируя в своих произведениях памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге: царь реформатор вздыбил «коня-Русь» над пропастью (неслучайно у коня выпученные от ужаса глаза…).
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу