Работа с детьми «группы риска» и их родителями

Большое профилактическое значение имеет правовое просвещение и правовое воспитание учащихся, склонных к противоправным проступкам.

Дети «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие учащиеся «группы риска» подразумевает следующие категории детей:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке.

Да, «группой риска» для несовершеннолетних могут, к сожалению, являться и их собственные семьи.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:

  • невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;
  • отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;
  • наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение членов семьи к труду и другим важным гражданским обязанностям;
  • вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятиями азартными играми.

В таких семьях как способ общения утвердились взаимное неуважение, грубость, жестокость, цинизм в межличностных отношениях. Становясь привычными для детей, с одной стороны, они вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – формируют аналогичные качества и отношения у самих детей. Ребёнок ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей.

Контроль за трудными семьями государства и общества должен быть постоянным и действенным, работу с ними необходимо проводить исключительно в интересах детей. Полиция, социальные службы могут применять к таким семьям определённые меры; учебные заведения могут, со своей стороны, активизировать индивидуальную работу в области правового просвещения.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность учащегося, то есть индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность учащегося, так и на окружающую его среду.

Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

  • тщательное изучение личности детей «группы риска»;
  • определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые на практике можно было бы добиться поставленных целей и задач;
  • выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Задачи:

  • формирование у детей отношения к праву как социальной ценности и понимания необходимости правовых знаний;
  • выявление интересов, способностей и склонностей ребёнка для его дальнейшего профессионального самоопределения;
  • формирование готовности и способности разрешать конфликты мирным путём, в том числе с использованием различных норм и правил;
  • воспитание уважения к закону и общественным ценностям, развитие гражданской ответственности.
  • оказание помощи семье в решении проблем воспитания, социально-психологическое просвещение родителей, усиление их роли в воспитании детей.

Основные направления работы:

  1. Профилактика правонарушений и наркомании. Организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов; работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений; правовое просвещение учащихся.
  2. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении учащихся. Профессиональная диагностика (анкетирование); профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии); профессиональное консультирование (работа с психологом, педагогами); посещение выставок «Образование и карьера».
  3. Стимулирование культурно-творческой деятельности учащихся.
    Участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; каникулярный отдых.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
  5. Просветительская деятельность. Формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления; социально-педагогическая диагностика различных категорий детей; проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов.
  6. Работа с родителями. Оказание помощи родителям в решении социальных, юридических, социально-психологических вопросов. Индивидуальная работа с членами многодетных и социально незащищённых семей, семьями с детьми-инвалидами; консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально-психологических вопросов.
  7. Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания; создание служб школьной медиации в образовательных организациях с целью создания благоприятной среды и урегулирования конфликтов между детьми, родителями, учителями и администрацией образовательной организации.

Служба школьной медиации (школьная служба примирения) – новое направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личные профессиональные навыки, и статус школы в целом.

Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Основная цель служб школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая их вступление в конфликт с законом.

Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров (конфликтов) при содействии медиатора – независимого лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника для содействия в выработке взаимоприемлемого решения.

Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнёров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

Процедура медиации является эффективным инструментом не только для разрешения споров и конфликтных ситуаций в школе, но и для их предупреждения и профилактики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)