Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности
Основная проблема заключается в том, что информационные технологии развиваются быстрее, нежели процессы формирования массового «информационного сознания». А оно, как известно, включает в себя понимание необходимости специально овладевать умением сознательно осуществлять процессы создания, обмена, распространения, потребления информации.
Не сокращается и разрыв между информацией «для знания» и «для дела» (попросту говоря, отрыв теории от практики). При этом сохраняется отношение к информации как явлению естественному, очевидному и потому не требующему специального внимания, либо опасному, желательно регулируемому, дозируемому.
Наивно полагать, что СМИ самостоятельно, вне и, тем более, вопреки общественным настроениям, могут стать единственным или даже решающим средством формирования информационного общества (как и любого иного). Во-первых, свобода СМИ невозможна в условиях идеологического, экономического, любого другого управления ими; во-вторых, свобода предполагает возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок, в том числе и состояния СМИ.
Так, снижение тиражей ряда газет и журналов — есть, по мнению ряда экспертов, не только следствие причин экономического характера, но и свидетельство в целом падения интереса к периодике, ставшей в условиях рынка не «штучной», а «усредненной», как правило, развлекательной, бездоказательной, безапелляционной, с крайностями в оценках явлений или событий, с обилием элементарных ошибок.
Следовательно, СМИ станут действенным инструментом формирования развитого общества будущего, если своим содержанием и формой будут систематически способствовать развитию человеческой индивидуальности, причем как при производстве, так и при потреблении массовой информации, если также будут способствовать развитию форм реализации свободы индивидуума и доступа к информации, обеспечивать полную информированность — в пределах возможного — отдельных социумов и граждан. Но это проблемы уже не только технологического, нравственно-этического, собственно массово-коммуникационного характера, а и психологического. И все это находится в центре исследований психологии журналистики как научно-практической дисциплины.
Милан Кундера в романе «Бессмертие» сформулировал одиннадцатую заповедь — право журналиста требовать правдивого ответа, ибо уклонение от истины при освещении социально значимых сторон жизни общества — это всегда симптом его болезни, неполноценного развития. Следовательно, проблемы этического характера при посредстве масс-медиа тесно связаны с политическими, экономическими, рядом других. Но рассмотреть и проанализировать их в полном объеме возможно лишь с учетом социально-психологической природы большинства из них.
- Теории массовой коммуникации
- Психологические исследования в журналистике
- Информационные триады: сущность, виды, значение
- Социожурналистика и социокоммуникативистика
- Личность и личностные «пространства»
- Коммуникация как личностная проблема
- Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики
- Проблема, предмет, метод
- Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу