Психология мотивации

По поводу трактовки понятия мотива существует множество мнений, дискуссий, противоречивых подходов. Однако есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив — это побудитель, так как сам термин происходит от лат. movere, что значит  побуж дать, толкать. Разногласия начинаются с психологического понимания самой функции побуждения, с выделения ее реального исполнителя. М отив стоит за всякой деятельностью, но как можно его объективно установить, психологически обнаружить? Д ля одних научных школ мотив есть внешний стимул, для других — это явление отраженное, психическое. Кто-то считает мотив принадлежащим деятельности, а кто-то — личности. Оставив в стороне подобные вопросы, мы берем за основу взгляды А.Н. Леонтьева.

Мотив — это предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них.

Потребность — некая абстракция, обобщение, реально данное человеку на «языке мотивов». Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив — это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично.

Мотив для психологии — это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая особые функции. Подобно исходным потребностям, мотивы образуют собственную иерархическую систему, которая выступает одним из проявлений направленности личности.

Основные психологические функции мотива заключаются в следующем.

Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но«побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности.

Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно разделять две стадии общей функции побуждения:

  • наличие потенциальной избирательной устремленности, не обязательно приводящей к оформленной деятельности, но имеющей свое психологическое выражение;
  • реализованное побуждение, по имени которого называют обычно выбранную и начавшуюся конкретную деятельность.

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психоло­гически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.

В реальной жизни смыслы пронизывают все наши действия, поведение, сознание. Они рождаются не только в отношениях мотива и цели, но и в системе множества других взаимодействий различных психических феноменов и их целостных структур. Чем сложнее исследуемое психическое явление, тем обширнее, разнообразнее связанная с ним система субъективных смыслов. Например, смысл собственного конкретного действия человеку осознать проще, чем смысл переживания, смысл профессиональной деятельности. У каждого человека существует многоуровневая иерархия смыслов, которая психологически выступает одной из проекций его направленности. Это одно из существенных личностных различий,
особенно заметное в экстремальных обстоятельствах. Но и в обычной практике различия смыслов становятся зачастую причиной острых личностных конфликтов и обоюдного непонимания.

В современной психологии нет исчерпывающей и общепринятой классификации потребностей и мотивов. А.Н. Леонтьев образ­но отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.

  1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, потому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Названные градации довольно условны.
    Например, одежда как мотив в равной мере относится к материальному и духовному. Сущ ествует особый класс функциональных потребностей и мотивов. Их суть в том, что источником активности
    выступает потребность человека в функционировании. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по «пирамиде» А. Маслоу. Разнообразие подобных схем представляется неисчерпаемым.
  2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет психологии мотивации изучать непростые реалии собственно человеческого бытия, не упрощая их, например, до исключительно материальных стимульно-реактивных конструкций.
  3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Конечно, «меры» широты и продолжительности являются здесь исключительно качественными, относительными. Дело в том, что человеку необходимы всякие мотивы, ибо они реализуют разные функции в общем мотивационном обеспечении деятельности и жизни. Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами. Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие являются реальными побудителями. Положим, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную, субъективно не нужную работу. Тогда узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: угроза наказания, возможность поощрения, просто необходимость действования. Но одним этим человеку психологически выжить трудно. Нужны какие-то более долговременные и широкие смыслы: будущая жизнь, мечты, нравственные ценности. Широкие и узкие мотивы могут меняться местами, перераспределять свои функции, что ведет к осмыслению и переосмыслению всего происходящего с человеком и в человеке.
  4. Наконец, мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, «понимаемыми» и реально действенными. Положим, младший школьник знает, что учиться нужно для будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения обязанностей, подражания сверстникам или родителям. Но для выпускника школы ранее просто понимаемый мотив может преобразоваться в мотив реально действующий. Оттого изменятся и учебная деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационная сфера личности. Аналогичное перераспределение функций может происходить между мотивами осознанными и неосознанными.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, у человека в голове нет мотива. Мотив представлен в сознании опосредствовано, в виде смысла. На определенных стадиях формирования личности бывает так, что осознаваемый мотив придает личностный смысл деятельности человека. Это психологически удобно индивиду, потому что отвечает одобряемым им ценностям. Но реальным побудителем, задающим результативность деятельности, является другой мотив — неосознанный, более прагматический. Такие мотивы могут находиться в противоречии, осознание которого означает некий этап в формировании мотивационной сферы личности. Разнообразная палитра, организация и динамика мотивов, существующих у личности, предоставляют для психологии обширное исследовательское пространство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)