Психология потребностей человека

Если использовать терминологию С.Л. Рубинштейна, то направленность — это ответ на вопрос, чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. По мнению многих исследователей, направленность составляет некий психологический «стержень» личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систем у ценностей и взглядов, позицию в жизни, мировоззрение личности в целом.

Направленность личности необходимо отличать от направленности деятельности и поведения. Эти направленности связаны, но не идентичны. Не все потенциальные устремления человека реализую тся в конкретной деятельности, но для всех характерно психологическое представительство в личности. Направленность не сводится единственно к побуждению. Она характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а личность в целом. Направленность можно представить как объемную систему разнонаправленных «векторов», каждый из которых символизирует те или иные потребности человека, направления и степень выраженности его ориентировок в мире.
Причем данные векторы не складываются в некоторую равнодействующую силу, но образуют сложную, динамичную, иерархически организованную систему, каждая составляющая которой имеет собственное психологическое существование.

Можно выделить три основных проявления направленности личности:

  • потребностно-мотивационная сфера личности: целостная система и иерархия потребностей, мотивов, целей, задач, смыслов, установок, интересов, ценностей и других психологических проявлений устремлений личности;
  • многоуровневая система, иерархизированный набор деятельностей, подчиненных соответствующим мотивам и реализующих поведение. Человек выбирает деятельности, осуществляет их, в них реализуется и живет. Как лаконично выразился С.Л. Рубинштейн, личность в деятельности и проявляется, и формируется;
  • сама психологическая структура деятельности, структура сознания, система отношений личности с миром.

Потребность — субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. В данном несложном определении есть психологическая тонкость. Это разведение понятий нужды ( объективной) и потребности ( субъективной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответствующей потребности как отраженного, вторичного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, изучаться и на уровне биологическом, экономическом, энергетическом. Потребность психологически представлена как состояние, выраженное посредством мотивов, переживаний, желаний, интересов, ценностей, установок. Конечно, изучать проявления субъективных состояний потребности сложнее, чем объективные нужды, но такая модель точнее описывает психологическую реальность.

Перечислим основные свойства потребности.

  1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной. Не бывает потребности «ни в чем», что позволяет рассматривать потребность как особую, как бы «страдательную» форму отражения предметного мира. Это отражение не прямое, а через нужду, сквозь призму жизненной настоятельности. Потребность отражает не данность, а нужность предмета. В процессе развития, во временном жизненном цикле свойство предметности потребности может существовать в некотором скрытом, незавершенном качестве. Но затем обязательно происходит некое психологическое и поведенческое событие, когда потребность «находит» свой реальный предмет, реализуется «чрезвычайный акт опредмечивания потребности». Приведем иллюстрацию этого феномена. В зоопсихологии описано явление импринтинга, проявляющегося, например, в следующем. Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом. Латентная потребность утенка в матери нашла себя в постороннем предмете, и необходимы время и особые усилия для нового, нормального переопредмечивания дан­ной потребности. Поиск предмета потребности психологически интересен тем, что отвечает не только внешнему раздражителю, но и внутренним условиям организма, поэтому потребность принимает прямое участие во внутренней регуляции поведения.
  2. Вторым свойством потребности считается ее участие в активации деятельности. Потребность служит источником всякой активности. Она присутствует за каждой деятельностью: материальной и психической, хотя и не является реальным побудителем.
  3. Потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности имеют свое течение, существуют во времени, а деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.
  4. К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную динамику, изменение, развитие, которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, это изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в познании, удовлетворяемая за счет детских «почемучек», отличается от познавательной потребности, опредмеченной в книгах. Во-вторых, изменение потребностей осуществляется за счет изменения способов удовлетворения, средств действования с предметом. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (телефон, телефакс, интернет) существенно преобразует саму эту потребность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы переживаний. Мир потребностей живет и движется, воздействуя на всю психику и бытие. Развитые человеческие потребности глубоко специфичны. Базисная особенность заключается в том, что человеческие потребности имеют в значительной мере общественный, исторический характер. У человека возникает особый класс социогенных потребностей, связанных исключительно с социальным существованием. Данные потребности не заменяют биологических, не добавляются к ним, а в корне перестраивают всю потребностную сферу личности. Потребности человека невозможно полностью «прочитать» по его анатомии и физиологии, потому что эти  потребности качественно преобразованы, социализированы. Такой трактовки существования и развития потребностей придерживаются не все школы психологии. Были и остаются подходы, в которых социальное противопоставляется биологическому, считается чем-то второстепенным, мешающим. Можно «доказать», напри­мер, что потребность человека в еде не отличается от одноименной потребности животного, если лишить человека ножа, тарелки, вилки… Ч еловек ведь все равно будет принимать пищу,  разрывая ее руками. Но подобные «эксперименты» доказывают лишь то, что людские потребности можно «расчеловечить», если поместить человека в особые жизненные или общественные условия. Это, например, концлагерь, тюрьма, стихийные бедствия, всевозможные личные, социальные и техногенные катастрофы, когда биологическое выживание становится трудновыполнимой задачей. Но ведь и в таких условиях люди ведут себя по-разному. Объективное изучение человеческих потребностей выводит психологию на уровень дискуссионных категорий идеологии, этики, морали. Психология потребностей выходит на глобальные проблемы общечеловеческих ценностей. Вторая особенность потребностей человека, являющаяся так же производной от его социальности, заключается в том, что человек сам производит предметы , удовлетворяющие его потребнос­тям. Конечно, это относится далеко не ко всем человеческим потребностям, но в целом задает путь, средство формирования новых потребностей. Известно высказывание А.Н. Леонтьева о том, что человек ест шоколад не потому, что испытывает потребность в шоколаде. Факт существования шоколада ведет к появлению такой потребности. Действительно, не будь в современном мире книг, сигарет, оружия, самолетов, компьютеров, у людей не могли существовать и соответствующие потребности. Но в приведенном выражении А.Н. Леонтьева все-таки есть некоторое упрощение. Чтобы есть шоколад недостаточно знания о его существовании. Необходимо субъективно желать этого, т.е. иметь переживаемое потребностное состояние.
  5. Характерной особенностью потребностей человека является возможность их осознанности , отчего они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству поведения, к освобождению личности от обязательного исполнения требований насущных потребностей. Несмотря на объективную динамику наличия — отсутствия, напряжения — разрядки, осознанные потребности представляются субъективно относительно посто­янными. Предмет удовлетворенной потребности не перестает су­ществовать для человека, не теряет своего субъективного смысла и объективного значения. В противном случае поведение человека было бы импульсивным, потребностно-примитивным, социально непредсказуемым и фактически неуправляемым.
  6. Потребности человека специфичны не только уникальными качествами, но и способом их систематизации, организации. Считается, что потребности животных рядоположены,  организованы по принципу доминантности, когда каждая и в порядке очередности становится главной и организует поведение. Потребности человека связываются принципиально по-другому, образуя системное соподчинение, или иерархию. Это не расположение рядом, по «ранжиру», а взаимное действование, согласованное соучастие в структуре совместно реализуемой направленности личности. Иерархия проявляется в том, что в структуре человеческих потребностей выделяется какая-то потребность, которая на определенное и достаточно длительное время соподчиняет себе все другие потребности. Такое «соподчинение» не означает подавления, запрета. Это, скорее, централизация управления, «взвешивание» влияния всех компонентов системы во имя осуществления избранной личностью ориентации жизни. Здесь централизованное управление сочетается с долж ной автономией других уровней, с децентрализацией. По-видимому, идеальным образцом подобной иерархической организации является нервная система человека, ее многоуровневое устройство.

Говоря о возникновении в филогенезе иерархии человеческих потребностей, Л.C. Выготский обозначал такую мысленную схему». Вначале человек действовал, чтобы выжить, поддержать биологическое существование. Но затем (и теперь) человек живет принципиально для другого — чтобы действовать, осуществлять инициативную, собственную и необходимую ему активность. В предполагаемой истории человечества качественно изменились жизненное место, психологический статус потребности и деятельности в структуре личности и психики. В результате «создалось» основополагающее для человеческого бытия единство телесного, социального и психического.

Самой известной и широко распространенной моделью иерархии человеческих потребностей является конструкция 1950-х гг., разработанная одним из создателей современной гуманистической психологии, крупным американским психологом А. Маслоу ( 1908 —1970). Он исходил из иных трактовок понятий потребности, личности, психики. Однако во многом его подходы и выводы представляются достаточно доказательными, а главное, перспективными. Самое ценное, на наш взгляд, заключается в убежденном человеколюбии психологической позиции А. Маслоу, который считал, например, что каждый человек долж ен быть тем, чем он может быть.

Знаменитая «пирамида» иерархии потребностей некоторого «среднего» человека-американца построена (в сокращенном варианте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположенных автором по условной вертикали. Чем ниже расположена потребность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни, раньше формируется. В этом смысле «низшая» не значит второстепенная, ущербная по отношению к «высшим» потребностям. Движение человека «вверх» по вертикали удовлетворяемых потребностей означает большее биологическое, физическое благополучие, больший индивидуализм, эгоизм, защищенность и независимость.

Нижний слой составляют физиологические потребности, к которым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде, сексе и др. Не станем комментировать эти потребности, отметив лишь, что любая из перечисленных нужд является собственно «биологической» лишь относительно, в зависимости от конкретного общества и реальной личности. К примеру, жилище имеет для человека, конечно, изначально жизненно важное значение. Но современное жилище ( устройство, архитектура, наполнение, местоположение) являются в значительной мере социализированным предметом потребности (мода, престиж, традиции). Человеческое ж илищ е уже давно «излишне красиво», т.е. служит не только для удовлетворения биологических, но и эстетических потребностей.

На втором уровне располагаются потребности в безопасности, т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с такими негативными переживаниями, как боль, гнев, страх, неустроенность. Понятно, сколь велико здесь влияние государства и общества, особенностей их устройства, законов и правил реального существования.

Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми. Подчеркнем ее высокую жизненную настоятельность. Человек начинается в онтогенезе с непосредственно-эмоционального общения. Но и далее, на всех стадиях развития и жизни общение и взаимодействие с другими людьми составляют суть человеческого бытия.

На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении. Всякий человек и в любом возрасте хочет быть признанным, принятым, понятым, уважаемым другими, хотя такое притязание на признание имеет большие индивидуальные различия. Человек постоянно сопоставляет, идентифицирует себя с кем-либо, от чего-то обособляется.

На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации, которую можно считать неким символом всей схемы А. Маслоу. Это потребность человека в развитии всех своих способностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.

Представленная схема иерархии характеризует так называемого среднего человека. Но возможны индивидуально-личностные градации. Например, смещение вниз, в сторону увеличения настоятельности потребности в уважении отличает людей «властных». Для «творческих» личностей большее значение,
чем, положим, уважение окружающих, приобретает потребность в самоактуализации. Длительное неудовлетворение потребности может привести к снижению ее общего уровня и соответственно «перестроить» всю «пирамиду». Иерархия переменчива, и личность может стремиться к реализации «высших» потребностей, долгое время не имея удовлетворения «низших». Д ля реализации индивидуального подхода к человеку важно установить тот актуальный уровень потребностей, ниже которого они уже удовлетворены, а потому не действенны.

Помимо иерархии, потребностную сферу личности характеризуют широта, интенсивность, устойчивость, действенность, осознанность и другие качественные и количественные параметры, каждый из которых может в определенных условиях стать для человека решающим. С.Л. Рубинштейн отмечал, что в потребностях как бы заключен уже весь человек. Поэтому понять человека — это прежде всего понять его потребности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)