Производство

Для отечественных предпринимателей сегодня, к сожалению, это самый трудный для разработки раздел, поскольку нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков и невозможность получить качественные комплектующие изделия и материалы для собственного производства способны снизить мотивацию заниматься бизнесом.

Составление раздела «Производство» необходимо, чтобы оценить реальность шансов на возврат ссуд, квалификацию руководства фирмы и обоснованность его планов. Для этого надо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план необходимо включить ответы лишь на основные вопросы, а детали можно перенести в приложения, объем которых не ограничен.

Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана, следующие:

  1. Где будут изготовляться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии?
  2. Какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?
  3. Где у кого, и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия?
  4. Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
  5. Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
  6. Возможно ли какое-нибудь ограничение объемов производства или поставок ресурсов?
  7. Какое оборудование потребуется, и где намечается его приобретение?
  8. Возможны ли при этом проблемы, и какого рода?

Итак, в данном разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на Вашем предприятии. Вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые вы занимаете, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, здесь должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.

Инвесторов всегда интересует вопрос: каким образом бизнес будет гарантировать качество своей продукции или услуг? Поэтому Вы должны кратко пояснить, как организована система выпуска продукции и как контролируются производственные процессы.

Кроме того, инвесторов интересует, как осуществляется контроль над основными элементами, входящими в стоимость продукции (например, затраты на оплату труда и материалы).

Вы также должны уделить внимание вопросам расположения производственных площа-дей и размещения оборудования. Если вы решили заниматься розничной торговлей, то первое, о чем вы должны думать – месторасположение.

Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Данные раздела бизнес-плана «Производство» желательно обосновать на перспективу в два-три года, а для крупных предприятий – на четыре-пять лет вперед.

Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на вашем предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут к вам поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, каким способом и куда эта продукция будет поставляться с вашего пред-приятия. Учтите, что внешние эксперты, которые могут поручить проанализировать ваш бизнес-план, будут рассматривать данный раздел, прежде всего, с точки зрения того, насколько рациональна ваша технологическая схема, обеспечивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка.

На схеме производственных потоков обязательно должны быть указаны процессы контроля качества. Нельзя обойти эти вопросы и в тексте. Здесь Вы должны показать, на каких стадиях технологического процесса и какими методами Вы будете проводить контроль качества, и какими документами будете руководствоваться.

Наконец, завершать данный раздел бизнес-плана должна оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. При этом необходимо принять во внимание затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Поскольку всегда возможны неприятные сюрпризы со стороны правительственных органов и общественности, и лучше заранее к этому подготовиться.

Кстати, для новых предприятий в бизнес-планах порой выделяют специальный раздел «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду, и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания. Одно дело, если Ваш будущий магазин или мастерская будут расположены вблизи от метро и мимо них утром, и вечером будет проходить масса народа, и совсем другое, если Вы сможете расположиться только внутри микрорайона и будете незаметны с улиц, по которым идет основной людской поток. Впрочем, если микрорайон достаточно велик и рядом с Вами нет конкурирующих магазинов или мастерских, то преуспеть можно и в таких условиях. Но данный вопрос необходимо тщательно изучить, приглядевшись, например, к тому, где обычно совершают покупки местные жители и, узнав (в милиции или в ЖЭУ), каково население данного микрорайона.

Таким образом, разработка раздела «Производство» состоит из следующих этапов:

Этап I. Обеспеченность технологий:

  • обеспеченность технологий;
  • затраты на получение или разработку технологии.

Этап II. Производственная база:

  • наличие производственных площадей, оборудования;
  • источники, формы и сроки роста производственной базы;
  • характеристика производственного процесса.

Этап III. Субподряды:

  • наличие и надежность субподрядчиков;
  • распределение контактов с субподрядчиками во времени;
  • затратные характеристики по субподрядам.

Этап IV. Сырье и энергия:

  • поставщики сырья и энергии, надежность поставок;
  • возможность расширения поставок;
  • затраты на сырье и энергию.

Этап V. Трудовые ресурсы:

  • наличие рабочей силы необходимой квалификации;
  • форма привлечения рабочей силы;
  • затраты на трудовые ресурсы.

Этап VI. Контроль качества:

  • формы осуществления контроля качества;
  • затраты на обеспечение контроля.

Этап VII. Прогноз затрат:

  • предполагаемый выпуск и прогноз затрат.

Этап VIII. Постоянные и переменные производственные издержки:

  • постоянные производственные издержки (не зависящие от объема производства);
  • переменные производственные издержки (пропорциональные объему производства).

Особой частью раздела «Производство» является календарный план.

Эта часть бизнес-плана определяет следующие шаги и этапы действий:

  1. Устанавливает время ожидаемого финансирования.
  2. Определяет дневник по дням всех маркетинговых действий.
  3. Представляет производственную программу и график поставок.

Именно календарный план поможет Вам обеспечить систематический контроль за координацией и управлением Вашего предприятия. Он имеет решающее значение для Вас, т. к. является как бы Вашим временным дневником.

Итак, в календарном плане должны увязываться между собой необходимые работы, исполнители, сроки исполнения и требуемые суммы денег. Можно составлять календарный план для отдельных видов работ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)