Система сбалансированных показателей эффективности

Повсеместное признание ценности знаний и информации, как основы современной экономики, имело важные последствия. Методики оценки эффективности деятельности предприятия, основанные исключительно на финансовых показателях перестали отвечать требованиям времени.

Главный недостаток чисто финансового анализа – его неспособность отследить рост будущей экономической стоимости организации, т. к. финансовый результат лишь отражает (к тому же с некоторым опозданием) эффективность работы предприятия.

Специалисты считают, что система показателей должна быть более сбалансированной, чтобы отражать не только материальные, но и нематериальные активы (которые могут разительно отличаться у разных фирм) и эффективность их использования (которая тоже может быть разной).

Одно из таких новых направлений аналитического учета – система сбалансированных показателей эффективности (Balanced Scorecard, далее используется обозначение BSс). Метод приобрел большую популярность и во многих отношениях полезен для комплексной оценки деятельности предприятия.

Система BSс может быть выстроена на любых категориях, важных для данной фирмы, но как минимум, она отражает четыре направления для самоконтроля:

  1. Финансы (оценка фирмы «с точки зрения инвесторов»).
  2. Потребители (оценка фирмы «с точки зрения клиентов»).
  3. Внутренние производственные процессы.
  4. Обучение персонала и развитие организации.

Система BSс отслеживает обычные финансовые показатели, считает их исключительно важными, но рассматривает их как следствие остальных «параметров». На рисунке показана схема причинно-следственных связей, которые дают возможность обеспечить рост финансовых показателей.

В качестве финансовых показателей фирма может отслеживать рост прибыли, ROCE, рост оборота и т. д.

Рост прибыли невозможен без динамики продаж, роста доли рынка, приобретения новых клиентов. В свою очередь это невозможно без изменения важных показателей нефинансового характера, которые оценивают удовлетворенность покупателей (рост повторных продаж, и т. п.).

В свою очередь покупатели могут почувствовать, что их стали обслуживать лучше, если:

  • продукция фирмы стала дешевле;
  • улучшилось ее качество;
  • улучшилось/ускорилось обслуживание.

Для разных видов бизнеса ключевыми факторами успеха будут разные показатели, но именно они и должны отслеживаться. Не забудем, что контроль в этом направлении осуществляется с точки зрения клиентов, все оценивается как бы их глазами.

Так, если потребители ценят в нашей услуге скорость исполнения заказа, то именно скорость и будет одним из ключевых показателей в статистике качества обслуживания. Чтобы обеспечить желательные для клиентов улучшения, мы приходим к необходимости контроля за эффективностью внутренних производственных процессов.

В свою очередь, улучшение работы предприятия требует повышения потенциала сотрудников и развития самой организации (ее систем и процедур, структуры и культуры и т. д.).

Только все это вместе взятое способно обеспечить долгосрочный финансовый успех. Логика здесь довольно проста: если мы отслеживаем финансовые показатели фирмы, мы, в сущности, знаем, что произошло вчера. Если мы проанализировали тенденции и есть надежда, что они сохранятся, мы знаем, что будет завтра.

Но, если мы держим на контроле причину явления, мы можем обеспечить себе «другое завтра». Разница в подходах здесь примерно такая же, как между врачами, один из которых лечит симптомы заболевания, другой само заболевание, а третий занимается профилактикой, потому, что знает, в чем его причина.

В то время, как анализ цепочки ценности позволил нам сфокусировать внимание на видах деятельности, которые создают дополнительную стоимость, система BSс обращает наше внимание на те факторы, которые лежат в основе создания этой стоимости.

После того, как основные показатели, лучше всего отражающие особенности нашего бизнеса и стратегию фирмы, выбраны по всем интересующим нас направлениям, их нужно разложить на обозримые составляющие. Так, ни один из сотрудников не в состоянии отвечать за такой важный показатель, как «отдача на капитал».

Значит, маркетинговый отдел должен измерять показатель по продажам, но диапазон допустимых величин должен быть связан с желательными для фирмы в целом величинами ROCE. Внутри отдела должны быть известны индивидуальные показатели для сотрудников, а вместе должны получаться интегрированные показатели по отделу, и т. д. Индивидуальные показатели связывают с системой поощрения предприятия.

Набор измеряемых показателей, по которым оценивается эффективность бизнеса, всегда является характерным для данной фирмы и для определенной стратегии.

Считается целесообразным, чтобы интегральные показатели спускались «сверху», а способы их составления предлагались «на местах», т. к. рядовые сотрудники лучше ориентируются в том, что в принципе может быть непосредственно измерено, особенно, когда речь идет о качественных категориях типа «удовлетворенности покупателей».

Таким образом, BSс дает предприятиям достаточно интересный инструмент анализа и управления одновременно, переводящий цели фирмы в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих ключевые факторы не только сегодняшнего состояния организации, но и будущих перспектив.

Кроме того, система BSc считается одним из действенных способов оценки интеллектуального капитала фирмы, т. к. она широко использует нефинансовые показатели, измеряя наиболее важные факторы деятельности фирмы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)