Стратегический анализ затрат

Многие исследователи бизнеса сегодня уже признают, что высокие прибыли далеко не всегда являются основной целью фирмы. Даже те предприятия, которые непосредственно декларируют стремление к прибыли в своих миссиях и проводят жесткий контроль расходов, экономя на мелочах, на деле вовсе не всегда нацелены именно на рост прибыли.

Причин несколько. Во-первых, объявленная стратегия по идее должна разделяться и владельцами, и «наемным» руководством фирмы, по меньшей мере, теми, кто реально принимает решения. В противном случае максимизировать что-либо не получится, недекларируемые интересы каждого на самом деле «исказят» декларируемые. Так, если акционеры стремятся к максимальной прибыли, получая с нее дивиденды, руководство той же фирмы, реально принимающее решение, стремится к увеличению масштабов деятельности (оборота, штата сотрудников, росту представительских расходов, и т. п.) т. е. к тому, от чего в их представлении зависит их собственное благополучие, материальное и моральное вознаграждение.

Во-вторых, высокий налог на прибыль также не способствует стремлению к максимально прибыльной деятельности. Во многих случаях прибыль не стремятся показывать ни владельцы, ни сотрудники предприятия.

В-третьих, возникает вопрос, если фирма стремится к максимальной прибыли, то за какой период? Другими словами, действия предпринимателя, поставившего перед собой цель «максимальная прибыли сейчас и сразу», и действия человека, цель которого «максимальная прибыль на ближайшие два года», будут различны. Построение будущих денежных потоков требует затрат уже сегодня и всегда сопряжено с известным риском. Вспомним, что в портфеле товаров фирмы желательно наличие товаров, находящихся на разной стадии жизненного цикла.

Существует целое направление, которое называется «стратегическое управление затратами», поскольку финансовый анализ деятельности фирмы, по-видимому, должен проводиться с учетом ее долгосрочных (стратегических) целей.

Основная идея стратегического управления затратами заключается в том, что наиболее существенным фактором, влияющим на затраты предприятия, является не объем производства, а особенности самого бизнеса и выбранная предприятием конкурентная стратегия. Продажа дешевых товаров широкого потребления и содержание элитного клуба требуют разных подходов к управлению затратами.

Система стратегического управления затратами предприятия начинается с анализа так называемой цепочки ценности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)