Происхождение термина «семиты» и его реальное наполнение

Термин «семиты» введён в науку немецкими учёными А.Л. Шлёцером и И.Г. Эйхгорном в 80-х гг. 18 века для обозначения, как указывает источник, «древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта».

Введением этого термина авторы попросту переназвали ранее уже существующие исторические народы – никакого нового народа или хотя бы какой-нибудь новой этнической общности открыто не было.

Термин «семиты» был почёрпнут из книг Ветхого (Старого) завета, где некий ряд народов объединён под общим названием «сыны Сима».

Ветхий завет – это первый раздел Библии (греч.), «еврейские, канонические книги распадаются на 3 отдела: Закон, Тора (пять книг Моисея), Пророки (книги большая и малая Пророков) и агеографы, Святые писания (Псалмы. Притчи, кн. Иова и др.). Всех книг 39, соединяемых в 22 или 24 книги по числу букв еврейского или греческого алфавита.

Первые по времени переводы книг Старого Завета были на арамейский язык (таргум 5 – 4 в. до н.э.), но самым важным является перевод на греческий язык, так называемый перевод 70 толковников (septuaginta). На латинский язык перевод Библии сделан блаженным Иеронимом в 4 веке н.э. и под именем Вульгаты издан 1590 и принят в католической церкви.

Славянский перевод Библии сделан с греческого текста септуагинты св. Кириллом и Мефодием в 9 веке». «Библия (от греч. biblia, буквально – книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н.э. – 2 в. н.э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным».

Изучение Библии наткнулось сразу же на ряд имеющихся в ней противоречий. Богословы в ответ уже в средние века создали особую дисциплину – экзегетику, истолковывающую отдельные места Библии, объясняющую противоречия. Критика Библии началась с 17 – 18 веков (Б. Спиноза, Ж. Астрюк).

«Она показала, что Библия не есть исключительная, боговдохновенная книга, но сложный литературный памятник, отражающий интересы различных общественных кругов, изобилующий противоречиями… что мировоззрение Библии не уникально и имеет определённые корни и параллели в различных верованиях, обрядах, обычаях древних народов (особенно в вавилонской мифологии).

Были вскрыты элементы политеизма и архаичных культов, противоречащих основной тенденции Библии к монотеизму. Было установлено, что Пятикнижие не могло принадлежать Моисею: уже в начале 19 в. было доказано, что одна из его книг – Второзаконие – создана в 621 до н.э., значительно позднее того времени, к которому традиция относит смерть Моисея; был раскрыт ряд источников (т.н. «Элохист» и «Яхвист»), из которых почерпнуты нередко противоречивые версии одних и тех же преданий и т.д.

Был раскрыт и характер жреческой переработки Библии: сличение книги Хроник (Паралипомен) с книгами Самуила и Царей показало, что при редактировании были изменены даты, введены одни эпизоды, опущены другие с целью показать, что история Иудеи – история славы Яхве (так было опущено всё, что могло бросить тень на царя Давида, которого представили основоположником культа Яхве, а не отважным царьком-разбойником, каким изображало его раннее предание)».

Таким образом, Л. Шлёцер и И.Г. Эйхгорн в 80-х гг. 18 века поступили с историей таким же вольным образом, каким до них поступали и так называемые «семитские» жрецы, и христианские толковники.

Введя в историю новый термин, не имеющий под собой никакой реалии кроме литературного произведения по имени Библия, эти два товарища повернули лицом к своей выдумке науку (правда, в основном именно «семитско-еврейского», иудейского и христианского окраса) и предложили применять термин «семиты»:

  • по отношению к некой этнической общности, которая в настоящее время «реконструируется» (искусственно создаётся путём манипуляций с ранее существующими народами, их ареалами, языками, культурами) и, как теперь утверждается, являлась носителем языка – предка языков многих народов, создавших ряд государственных образований в Передней Азии (прасемиты, протосемиты);
  • по отношению к древним и современным народам, говорящим на языках, якобы, входящих в семью так называемых семитских языков.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)