Происхождение общественной связи

Ясно, что первым реагирует на кризисную ситуацию и «подает сигнал к действию» (возбуждение индивидуальной психики на биологически чрезвычайно значимый феномен) какое-то одно животное.

Интересно
Первым действием его реакция выражается в необычно громком резком звуке на вдохе: для успешного динамического ответа организма на вызов среды (убегания, отражения…) надо сначала сделать быстрый вдох, — отчего и возникает усиленный шум проходящего через горло воздуха, — и затем уже следует динамическая реакция… Как результат того же многомиллионолетнего естественного отбора («кто не успел — тот опоздал»), данная реакция тут же подхватывается непосредственным сообщественным окружением… Это тоже чисто биологическое поведение; ничего общественного здесь нет.

Кроме одного «маленького» отличия от условий доминирования: «команду» на психоз подает в этой особенной ситуации не доминирующая особь, а та, чувства которой наиболее обострены, что и позволило ей первой обнаружить опасность: у приматов, как и у людей, таковыми являются прежде всего беременные и кормящие самки.

Таким же образом (быстрым и бурным возбуждением, аффектом), — даже еще не чувствуя самой опасности, лишь в ответ на реакцию («истерическое поведение», «истошный крик») заметившей опасность особи, — на нее реагируют остальные члены сообщества в зоне восприятия звукового и (или) визуального сигнала. Как следствие тех же самых механизмов действия естественного отбора и происходит хватание и бросание обезьянами всего того, что находится «под руками»: сучьев, плодов, камней, листьев и прочего, сопровождаемое, однако, уже звуками на выдохе.

Еще раз: стартовая звуковая эмоциональная реакция членов нашего сообщества (вскрик) происходит из звука резкого вдоха, а последовавшая сообщественно-деятельностная реакция (хватание и бросание) сопровождается звуками на выдохе! После того как кризисная ситуация исчерпана, сообщество возвращается к типичному сложившемуся биологическому существованию. Однако психическое возбуждение в сообществе стихает не сразу. Возбужденное состояние особей у высокоорганизованных млекопитающих продолжается еще довольно долго и стихает неравномерно: то тут то там продолжают раздаваться возбужденные возгласы, поддерживаемые находящимися рядом животными. И, пока возбуждение не закончилось, животные не в состоянии заниматься какой-либо другой деятельностью: слишком много энергии за короткое время отнимает аффект и нужно достаточно продолжительное время, чтобы организм «пришел в норму».

Итак, внутри одного и того же животного сообщества — но с разницей во времени — естественным образом сосуществуют два принципиально различных биологических механизма регулирования его бытия:

  • межиндивидуальные разновременные взаимодействия (доминирование, кровнородственные, брачные, игровые…);
  • саморегулируемое одновременное взаимодействие всех особей сообщества, которое, хотя и начинается с одной особи, естественно поддерживается остальными через всеобщую психоэмоциональную реакцию при полном отсутствии какого-либо силового доминирования.

Первый механизм — это стереотип сложившегося повседневного и постоянного типичного бытия, поэтому он поддерживается устойчивыми (стереотипными) биологическими (психофизиологическими) процессами у каждой особи; второй механизм включается только в кризисных ситуациях и требует предельных энергозатрат в короткий промежуток времени.

Такой режим функционирования у животных в «нормальных» условиях невозможен в качестве устойчивого и постоянного: если он будет включаться чаще некоторого допустимого режима, животные погибнут от психического и физического истощения.

Но это когда типичные (изменяющиеся в лишь сложившемся диапазоне типа смены времен года или сезонов дождей и засух) условия лишь изредка сменяются кризисными. Когда же, наоборот, какой-либо кризис становится неизменным условием, путь к спасению как «удачный-результативный» аффект с нестереотипным оптимальным набором элементов поведения вынужденно становится основным способом выживания.

Так и возникает Общество как устойчивое обязательное (взаимозависимое) бытие сообщества гоминид, природой которого является аффективное сообщественное психическое возбуждение с одновременным нестереотипным поведением (в нашем случае — использованием орудий и звуковым (на выдохе) сопровождением-подкреплением орудийных манипуляций); а сущностью — образованная данным аффектом тотальная связь гоминид: общественная связь, первый Акт Обществования.

С общефилософских позиций системной организации живой материи это означает также логичность версии принципа возможности других форм системной организации животных и других форм жизни в других условиях как оригинальных эффективных системных связей других элементов поведения животных.

Это также означает, что в условиях будущего глобального кризиса бытия человечества вполне закономерным будет возникновение новой оригинальной эффективной связи, комбинаторику которой, возможно, уже сегодня способны просчитать и скомпоновать современные информационные технологии — разумеется, при условии корректной постановки задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)