Профильное обучение

Законодательство дает образовательным организациям право осуществлять индивидуальный отбор при приеме учащихся на ступень основного и среднего образования (с 5 по 11 класс), при поступлении в школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Порядок проведения такого отбора должен устанавливаться на уровне законодательства субъекта РФ (п. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783). Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Региональное законодательство

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2013 № 566-ПП «О проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы».

Документ утверждает: Положение о проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы. Условия проведения пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы.

О чем документ: Положение устанавливает порядок проведения в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы.

Прием граждан в федеральную государственную образовательную организацию высшего образования, заявившую об участии в Пилотном проекте и принявшую Условия проведения пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы, для обучения по образовательным программам среднего общего образования в рамках реализации Пилотного проекта осуществляется в соответствии с федеральным законодательством на основе отбора по результатам государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, проведенной с использованием механизмов независимой оценки качества знаний и собеседования в целях выявления склонностей обучающихся к профильной подготовке по соответствующим учебным предметам.

Интересно
Образовательная организация вправе установить минимальное количество баллов по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю обучения (отдельным учебным предметам углубленной подготовки) образовательной организации, по которым проводится прием на обучение.

Постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 № 521 «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Ленинградской области, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения».

Постановление Правительства Республики Марий Эл от февраля 2014 г. № «Об утверждении Положения об организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Республики Марий Эл и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения».

Выдержки из документа:

  • Формами проведения индивидуального отбора являются тестирование, анкетирование, собеседование, защита проекта, выбор которых осуществляется образовательной организацией самостоятельно.
  • Образовательные организации утверждают правила организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в образовательную организацию для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, которыми предусматриваются механизмы выявления оценки способностей обучающихся к углубленному изучению отдельных учебных предметов или профильному обучению в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями, интересами и потребностями обучающихся по формам индивидуального отбора.

Профильное обучение – система специализированной подготовки на уровне среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», определяющих специализацию каждого конкретного профиля обучения, в соответствии с образовательной программой образовательной организации.

Перечень образовательных организаций, которыми осуществляется индивидуальный отбор, утверждается приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл.

Формы проведения индивидуального отбора (тестирование, анкетирование, собеседование, защита проекта), систему и критерии оценки способностей, обучающихся к углубленному изучению отдельных учебных предметов или профильному обучению, осуществляет образовательная организация самостоятельно.

Для организации индивидуального отбора обучающихся образовательная организация:

  • принимает локальный нормативный акт, предусматривающий сроки подачи заявления совершеннолетнего обучающегося о допуске к участию в индивидуальном отборе (далее – заявление), за несовершеннолетнего заявление подает один из родителей (законных представителей), сроки проведения индивидуального отбора в соответствующем году, формы проведения индивидуального отбора, систему и критерии оценки способностей и склонностей обучающихся к углубленному изучению отдельных учебных предметов или профильному обучению, сроки информирования обучающихся и родителей (законных представителей) об итогах индивидуального отбора, правила формирования и организации работы приемной и апелляционной комиссий по проведению индивидуального отбора;
  • формирует приемную комиссию по индивидуальному отбору из числа педагогических, руководящих и иных работников образовательной организации и представителей органов управления образовательной организации, а также научных работников образовательных организаций высшего образования;
  • формирует апелляционную комиссию из числа педагогических, руководящих и иных работников образовательной организации и представителей органов управления образовательной организации, в целях рассмотрения апелляций обучающихся, участвовавших в индивидуальном отборе, о нарушениях установленного порядка проведения индивидуального отбора и (или) о несогласии с выставленными результатами индивидуального отбора.

Информация о сроках и месте подачи заявлений, формах организации и проведения индивидуального отбора, о системе и критериях оценки способностей и склонностей обучающихся к углубленному изучению отдельных учебных предметов или профильному обучению размещается на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации не позднее тридцати календарных дней до начала проведения индивидуального отбора.

Объявление результатов по итогам индивидуального отбора осуществляется путем размещения на информационном стенде и официальном сайте образовательной организации рейтинга с указанием критериев оценки, применяемых в образовательной организации, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

При равенстве показанных обучающимися результатов индивидуального отбора преимущественным правом для зачисления обладают лица:

  • победители и (или) призеры муниципальных, региональных, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ или проектов по соответствующим отдельным учебным предметам или предметам профильного обучения;
  • обучающиеся, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих
    способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте, зачисляемые в порядке перевода из другой образовательной организации, реализующей образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования с углубленным изучением соответствующих отдельных учебных предметов либо профильного обучения.

При принятии решения о приеме либо переводе обучающегося в образовательную организацию по результатам индивидуального отбора в случае равенства результатов индивидуального отбора, показанных обучающимися и отсутствии преимущественного права для зачисления у каждого из них, учитывается средний балл ведомости успеваемости или аттестата об основном общем образовании (при наличии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)