Проектирование социально-культурной деятельности

Важность социально-культурной деятельности в том, что она направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Современному педагогу приходится участвовать в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) а также участию в организации деятельности культурных учреждений: лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

Формы социокультурной деятельности постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду перечисленными формами в содержание социокультурной деятельности входят такие формы как тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, кинолектории, общественные и любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в социокультурной деятельности занимает художественная самодеятельность, клубная работа, любительские театры и др.

В педагогической науке и практике отмечаются следующие особенности социокультурной деятельности, лежащие в основе проектирования различных программ такой работы педагога. Это деятельность, которая:

  • существляется в свободное время;
  • отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;
  • характеризуется многообразием видов;
  • наличием большого количества институтов, создающих условия для социокультурной деятельности (школа, музей, библиотека, клуб, театр и пр.).

Вместе с тем это деятельность, которая характеризуется гуманистическим, культурологическим и развивающим характером, выполняющая развивающие, информационно-просветительские, культурно-творческие и оздоровительные функции. Особое значение в развитии личности детей и подростков социокультурная деятельность приобретает тогда, когда она целенаправленно проектируется педагогом.

В социально-педагогической литературе отмечено, что задачами социально-культурного проектирования являются:

  • создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом);
  • самореализация человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности;
  • активизация совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному из-менению собственными усилиями;
  • обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть социокультурного проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению.

Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Как известно, основными результатами социокультурного проектирования становятся программа и проект.

Программа – это развернутый документ, прорабатывающий всю совокупность условий, необходимых для создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий. и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект (разработанный план, замысел) может существовать в двух формах:

  • как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
  • как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект – это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации.

Учитывая, что все проекты и программы представляют собой относительно самостоятельную, законченную и логически выстроенную последовательность мероприятий и акций, ориентированных в конечном счете на разрешение (или оптимизацию) проблем, характерных для определенных социальных групп, первым шагом в цепочке задач, решаемых в процессе разработки проекта, является анализ проблем, содержание которых в дальнейшем определяет всю логику проектирования.

Поэтому доминирующим принципом разработки любого типа программ, независимо от их характера и радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация, – принцип, практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей.

Знание реальных проблем позволяет:

  • точно определить области проектной деятельности (или приоритетные направления социально-культурного проектирования) и четко определить аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей — носителей проблем);
  • квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства решения проблем;
  • определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации проекта
    (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования).

Последнее обстоятельство очень важно не только с позиции реальности осуществления проекта, но и с точки зрения эффективности культурной политики – ее важнейшим условием является отражение проблем в структурах власти.

Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

Технологической основой и первым этапом разработки социально- культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации.

Ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д.

Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или преодоления.

Единица анализа ситуации – проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений.

Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему следует рассматривать и в другой плоскости – как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа.

В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Проблемы формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность.

Помимо социально- культурной проблематики (в узком смысле этого слова) проблемное поле может включать в себя неблагоприятные обстоятельства социального, социально- демографического характера, а также отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений (культуры, досуга, образования и др.).

Проблемы можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По характеру их проявления (или уровням жизнедеятельности). В таком случае может иметь место четыре группы проблем:

  • социальные (т.е. обстоятельства социального, социально-демографического характера);
  • социально-культурные, которые характеризуют состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием;
  • отраслевые проблемы, связанные с функционированием институтов и учреждений основных сфер жизнедеятельности (культуры, досуга, образования и др.).

2. Классификация проблем по радиусу действия (или локализации) дает возможность вычленить в общем проблемном поле общенациональные проблемы (т.е. типичные для большинства регионов России), региональные, территориальные (характерные только для данного города, района) и проблемы конкретной социальной общности или группы населения.

Радиус (или масштаб) проблем определяет радиус действия проекта: общесоциальные проблемы решаются в рамках федеральных программ; территориальные проблемы находят отражение в региональных программах, локальные проблемы (личностные проблемы определенной группы) решаются с помощью целевых проектов и программ.

3. Основным критерием классификации проблем является сфера их проявления. В этом случае их содержание соответствует, как правило, основным составляющим социокультурной среды и образа жизни: проблемы художественной среды и развития художественной культуры, проблемы сохранения и использования культурно-исторического населения и формирования исторической культуры, проблемы социально-психологической среды и социально- психологической культуры и т.д.

Особую важность при проектировании социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально- психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную часть проекта – цели, задачи, виды и содержание деятельности.

Их отличие, по мнению некоторых ученых, заключается в следующем: социально-культурные проблемы, как правило, не осознаются личностью. Человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущают несоответствие или неблагополучие, характерное для художественной, духовно-нравственной, экологической культуры (общества, личности), как проблему.

Формулировка социально-культурных проблем осуществляется субъектом управления, проектирования – в зависимости от его видения и понимания ситуации. Иными словами, социокультурные проблемы — это оценка специалистом состояния объекта своей деятельности, зоны своей компетенции.

Личностные (или социально-психологические, жизненные) проблемы — это прежде всего субъективная оценка человеком – адресатом программы – своих жизненных условий и обстоятельств.

Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, дефицит чего-то субъективно значимого (например, одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких и т.д.), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией, отношениями с другими людьми).

С другой стороны, личностные проблемы – это степень понимания субъектом проектирования реальных жизненных трудностей, носителем которых является человек или социальная группа – адресат программы (т.е. ее реальная или потенциальная аудитория).

Следовательно, социокультурные и личностные проблемы – это характеристика социально-культурной ситуации с двух точек зрения – со стороны педагога как субъекта проектирования, и со стороны той социальной группы, которой будет адресован проект.

Интересно
Особые характеристики социокультурного проекта, позволяющие относить его к тому или иному типу, а также постановка и характер проектных целей находятся в некоторой зависимости от так называемой ценностной позиции проектировщика, что имеет важные последствия и с точки зрения успешности реализации проекта, и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В практике проектирования социально-культурных проектов выделяют следующие. Социально-культурные проекты историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач ( восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного опыта).

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы.

Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.

Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса званий и соответствующей подготовки: культурология потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.

В области проектирования, связанного с исторической культурой и культурной политикой, рассматриваются наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества и т. д.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например, такие как: образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности.

Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности:

  • труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.;
  • социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых людей, способствующая освоению какой-либо новой для них профессий);
  • профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);
  • профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

В качестве примера проекта можно привести проектирование и реализацию социокультурного проекта, осуществленного в сельской местности.

Социально-культурный проект «Детский уличный союз». Цель программы – создание условий для приобретения и построения юными жителями села опыта созидательной жизни через организацию детского движения в районном центре Нововаршавка (Омская область).

Задачи:

  • объединение сельского сообщества на основе совместной деятельности по преобразованию поселка и использование созидательного потенциала сельской среды в воспитании растущего человека;
  • привлечение внимания органов местного самоуправления и общественности к проблемам воспитания детей;
  • нравственное оздоровление сельской среды;
  • овладение учащимися новыми видами деятельности (проектирование, исследование, конструирование и т.д.).

Основными направлениями реализации данной программы являются: Разработка и осуществление детских проектов: «ЛУЧ» (Лучшая Улица Человеку); музей «Сельский школьник»; «Село как школа»; эвриканская программа «ЭВН» и «Эврика – Медиа» и пр.

Установление гражданского диалога с сельским сообществом: ежегодный сход детских уличных команд с представителями властных структур, жителями улиц; встречи с почетными гражданами села, уроки в «семейных гнездах», на завалинке; круглые столы с приглашением руководителей различного ранга использование средств массовой информации (школьно-сельская газета, районная газета, местное телевидение и т.д.).

В рамках осуществления детского социально-культурного проекта «ЛУЧ» планировалось участие многих детских уличных команд, каждая из которых должна была обозначить проблемы своей улицы.

В практике осуществления проекта эти проблемы выявились в: большом количестве бродячих кошек и собак, захламленности территории вокруг некоторых домов, обилии сорняков по обочинам дороги, наличии людей преклонного возраста, нуждающиеся в помощи, отсутствии детских игровых площадок и т.д.

Реализация социокультурного проекта позволила основательно решить накопившиеся в Нововаршавке социальные проблемы и проблемы сельского благоустройства за счет за счет собственных ресурсов жителей улицы, привлечения к ним властей и предпринимателей, освещения организации работы над проектом местных СМИ. Примером социально-педагогического проекта может быть реализованный социально-культурный проект «Ответственное родительство».

Идея проекта – создание условий для привлечения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, в качестве равноправного партнёра и активного участника его реабилитации через возможности получения знаний по воспитанию, обучению, применению коррекционных методик.

Участники проекта: родители и иные члены семей, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

Цель: формирование активной позиции семьи в преодолении трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  • содействие в формировании адекватного восприятия родителями своего ребенка, осознании имеющихся ограничений жизнедеятельности как особого варианта развития;
  • содействие семье в создании комфортной микросреды для развития ребенка;
    формирование благоприятных межличностных и детско-родительских отношений в целях повышения реабилитационного потенциала семьи;
  • социально – психолого – педагогическое сопровождение семьи на основе партнерских взаимоотношений;
  • создание родительских объединений, ассоциаций с целью обмена опытом, формирования общественных инициатив, защите своих прав;
  • обеспечение возможностей повышения воспитательно-реабилитационной и правовой компетенции для всех членов семьи;
  • взаимодействие с общественными организациями, учреждениями, ВУЗами, ДОУ и иными образовательными учреждениями по вопросам участия и содействия в проведении реабилитационных мероприятий.

Алгоритм работы:

  • раннее выявление семей, в которых воспитываются «проблемные дети»;
  • социально-педагогическое патронирование с целью проведения обследования семьи, выявлению проблем, определению дальнейших форм и направлений работы;
    планирование совместной работы;
  • реализация запланированных мероприятий;
  • мониторинг эффективности;
  • анализ степени достижения поставленных целей на всех этапах реализации программы;
  • внесение необходимых коррекций в проект;
  • распространение опыта работы учреждения.

На всех этапах реализации программы проводится информирование, индивидуальное консультирование и обучение в соответствии с индивидуальным планом реабилитации семьи

Направления деятельности:

  • социально-педагогическое сопровождение;
  • правовое информирование;
  • обучение реабилитационным технологиям;
  • психокоррекционная работа;
  • социокультурная абилитация;
  • создание родительских объединений, клубов;
  • формирование толерантного отношения общества к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Формы работы:

  • использование Интернет – ресурсов (форма дистанционного обучения родителей на сайте учреждения путём двусторонних контактов, общения с ведущими специалистами);
  • организация смешанной формы обучения (дистанционное, посещение обучающих семинаров, приобретение записей занятий на CD, DVD дисках, чтение брошюр, информационных бюллетеней и т.д.);
  • индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
    организация совместных семейных мероприятий: посещение общегородских мероприятий, театров, музеев, выставок, выезд за город, и пр.;
  • психологические тренинги;
  • общественные акции;
  • занятия в системе “Ребенок—Родитель—Специалист” (проект «Раннее вмешательство»);
  • мониторинг динамики развития ребёнка;
  • мониторинг динамики социальной активности семьи;
  • освещение в СМИ положительного опыта социальной активности семьи: публикации опыта воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье, публикации опыта применения реабилитационных технологий в домашних условиях.

Критерии оценки эффективности:

  • стойкая положительная динамика или полная коррекция нарушений развития ребенка;
  • повышение родительской компетентности по вопросам развития и реабилитации ребенка;
  • освоение членами семьи навыками воспитательно-реабилитационной работы в домашних условиях;
  • нормализация психологического климата в семье;
  • выполнение семьёй обязательств по воспитанию и реабилитации ребёнка;
  • проявление общественной активности семьи;
  • экономическая самостоятельность.

Планируемый результат:

  • успешная социальная адаптация детей со статусом «инвалид»;
  • стабилизация социального статуса семьи, нормализация психологического климата в семье;
  • расширение социальных контактов семьи;
  • выработка навыков самостоятельного решения проблем;
  • формирование у семьи ответственности за судьбу ребёнка.

Перспектива дальнейшего развития проекта: трансформация опыта работы в систему учреждений социальной защиты населения, образования (в том числе коррекционные ОУ).

В социально-педагогической литературе практика проектирования социально-культурных программ рассматривается в следующих этапах их разработки. Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных проблем, требующих решения социокультурным содержанием деятельности.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных на решение определенного рода проблем.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой проектирования социокультурной программы служит определенная концепция приоритетных направлений, разработанная на предыдущем этапе.

Поэтому следующий после концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции приоритетных направлений социокультурной деятельности к планированию конкретных мероприятий и действий по их осуществлению.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — определение содержания и создание условий его реализации. То есть, воплощение в жизнь того проекта и плана, которые были разработаны на предыдущем этапе.

Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные её элементов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

Практическая деятельность педагога часто связана с организацией социокультурной и педагогической среды, стимулирующей развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида. По сути, это среда, представляющая систему условий для личностного и творческого развития всех субъектов образовательного процесса, то есть, это среда развития и воспитания личности.

Ведущими целями создания такой среды являются следующие:

  • включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм социокультурной деятельности;
  • формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности;
  • развитие социально-значимой субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса;
  • приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремёслам;
  • включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
  • организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Реализация этих целей осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся разных классов:

  • I-IV классы: опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно полезную); создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам поведения;
  • V-VI классы: переориентация с детских норм поведения на взрослые; опоры на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические и др.); развитие деятельности общения;
    формирование представлений о человеке как субъекте жизни;
  • VII-VIII классы: создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей, опора на коллективную творческую деятельность; развитие уважительных отношений мальчиков и девочек; приобщение подростков к материально вознаграждаемому труду; формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  • IX-XI классы: клубная деятельность; создание условий для социального самоопределения подростков на будущее; развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи; формирование достойного образа жизни.

Вместе с тем, создание социально-культурной среды связано с организацией различных видов просветительской деятельности, таких как педагогическое просвещение родителей и педагогическое просвещение общественности.

Просветительская деятельность педагога может осуществляться в разной форме: лекции, лектории и педагогические клубы для родителей и общественности, беседы, семинары, выставки, участие в работе методических объединений и педагогических советах, организация конференций и выставок литературы и др.).

Основной смысл просветительской работы – знакомство с современным состоянием педагогической науки, основными закономерностями и условиями развития человека.

Просветительская деятельность педагога направлена на формирование представления о практической значимости педагогического знания и педагогической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

При таком подходе к проектированию социально-культурной деятельности в образовательном учреждении главной задачей становится наполнение культурно-образовательного пространства жизнедеятельности всех субъектов образования новым содержанием, которое помогло бы формировать интересы в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру, повысить коммуникативную культуру личности; развить навыки творческого самовыражения и принятия решений, потребности в самореализации в социально значимых формах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)