Проектирование элективных курсов

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса.

Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия:

  • Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы.
  • Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов.
  • В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса.

Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Напомним кратко основные сведения об элективных курсах. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.

Элективные курсы выполняют три основных функции:

  • являются «надстройкой» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
  • развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

  1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
  2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
  3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

  • способствовать самоопределению ученика и или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  • любопытство;
  • поддержка изучения базовых курсов;
  • профессиональная ориентация;
  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20. Типы элективных курсов. В педагогической практике условно выделены следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

  1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
  2. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
  3. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
  4. Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
  5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
  6. Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
  7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Проектирование элективных курсов. Прежде чем приступить к процессу проектирования элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников учителю необходимо поставить перед собой ряд вопросов, решение которых во многом облегчит их работу.

К ним можно отнести следующие:

  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи предпрофильной и профильной подготовки?
  2. Чем содержание элективных курсов будет отличаться от базового курса? (исключить дублирование).
  3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя …)?
  4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?
  5. Какие виды работы могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?
  6. Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?
  7. Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса (оценка за курс ставится, но в портфолио можно поместить отзыв, результат).
  8. Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

Ответы на эти вопросы дадут возможность оптимально выстроить программу элективных курсов.

При этом, при разработке программы элективного курса необходимо:

  1. Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
  2. Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.
  3. Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.
  4. Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них.
  5. Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и учащихся.
  6. Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса. Если программа предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.
  7. Определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса (Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися в ходе познавательной, исследовательской деятельности – конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство, стихи, очерки, песня, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.).
  8. Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы.
  9. Продумать форму отчетности по итогам освоения программы курса.

В педагогической практике определились этапы проектирования элективных курсов. Цели, содержание и ожидаемый результат совокупности этих этапов представляют общую технологию проектирования курсов.

Проектирование элективных курсов

Проектирование элективных курсов

На основе технологии проектирования содержания элективных курсов в профильном обучении учитель разрабатывает учебную программу элективного курса. Учебная программа является моделью деятельности учителя и ученика в обучении. Модель программы включает три части: «зачем», «что» и «как».

«Зачем» в данном случае – к чему в результате обучения должны прийти ученики, на что направлена программа в ее целевом назначении. «Что» – это логически структурированное содержание учебного материала.

«Как» – модель перевода задуманного в конкретные действия, то есть технология обучения. «Как» предполагает программу взаимодействия учителя и учащегося, выбор методов и форм организации обучения, средств, которые помогут сделать обучение эффективным, достигнуть планируемых результатов и определить уровень и степень их достижения, выполнение, корректировку в организации дальнейшего процесса.

Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению.

Результативность технологии проектирования содержания элективных курсов и его влияния на достижение целей профильного обучения может быть проверена критериями, представленными в таблице.

Проектирование элективных курсов

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Однако целесообразно их обсуждение на сетевом МО учителей профиля.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

  • ориентация на современные образовательные технологии;
  • соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
  • соответствие принятым правилам оформления программ;
  • наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
  • краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Структура программы элективного курса должна выглядеть следующим образом:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание образования (полная, детальная характеристика каждой темы – знания, опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений и т. д.).
  5. Список литературы для учителя и учащихся.
  6. Учебно-материальная база.
  7. Приложения (темы творческих работ, проектов, планы проведения лабораторных работ, экскурсий и т.д.)

Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
  • название элективного курса;
  • класс, на который рассчитана программа;
  • ФИО, должность автора (авторов) программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

  • аннотацию, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
  • указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);
  • цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей);
  • сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
  • основные принципы отбора и структурирования материала;
  • методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
  • предполагаемые результаты;
  • инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов на изучение каждой темы;
  • вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

  • основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;
  • описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;
  • дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

Особенности курсов по выбору для предпрофильной подготовки. Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения (68 час.) и часов учебого предмета «Технология» (102 часа).

В сумме это дает 170 часов, но поскольку примерно треть от этого времени предполагается затратить на проведение профессиональных проб и консультаций, то на курсы по выбору остается 115 часов. При шестидневной учебной неделе время на изучение этих курсов может увеличиться 180 часов.

В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: «Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?» и «Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?»

В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность:

  • приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;
  • получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
  • сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования.

Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов.

Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:

  • профилей школы;
  • факультативов;
  • кружков;
  • учебно-исследовательской работы;
  • предметных школ;
  • лабораторно-практической части учебных программ;
  • общественного запроса;
  • интересов и увлечений учителя и учащихся.

Отличительными особенностями курсов по выбору для девятых классов являются их нестандартизованность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору проявляется в том, что в ходе предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов по выбору, которых должно быть много как количественно, так и содержательно.

Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.

Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе должны отвечать следующим требованиям:

  • должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;
  • должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом»);
  • должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопрос: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».

Отбирая содержание, учитель должен ответить на вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?».

Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)

Курсы по выбору, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию.

Курсы по выбору для предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не к сдаче экзаменов, а к успешному обучению в старшей школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)