Проблемы, сопровождающие коррупцию

К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь переживающих переходный период от централизованной командно-административной экономики к рыночной (прежде всего, страны СНГ).

Нелишне напомнить, что стремительные и кардинальные преобразования в России происходили при сохранении существенной части корпуса государственных служащих.

Причем на своих местах остались многие из тех, кто не был в состоянии приспособиться к новым условиям и начать самостоятельный бизнес или применить в нем свой талант, профессионализм, на худой конец — связи.

Значит, остались не лучшие, а те, кто привык к стереотипам закрытости власти и возможности вмешательства во все стороны жизни общества. Одновременно приходили и те, кто видел богатые возможности извлечения личной выгоды из политических и административных полномочий.

Экономический упадок и политическая нестабильность 90-х гг. XX столетия, проявившиеся в обнищании населения и неспособности государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивали и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой коррупции, которая подкреплялась старыми советскими традициями «блата» как одной из форм коррупционной деятельности.

Интересно
Тяжелые экономические обстоятельства, инфляция, неуклюжее и неумелое присутствие государства в экономике, отсутствие четких регулятивных механизмов формировали определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск богатства с помощью коррупции.

По последним данным, число выявленных случаев взяточничества как будто бы нарастает, в 2005 г. оно достигло 9,8 тыс. преступлений. Но если посмотреть на состав привлеченных к уголовной ответственности, то станет ясно — в борьбе с этим злом много имитации.

К уголовной ответственности за взятки в основном привлекаются врачи, педагоги, судебные приставы, участковые уполномоченные милиции, контролеры различных ведомств, сотрудники паспортно-визовых служб. Одним словом, те люди, зарплата которых едва достигает реального прожиточного минимума или с небольшим его перекрывает. А ведь им необходимо содержать еще и семьи.

Немалую роль здесь играет неразвитость и несовершенство законодательства, которое отстает от преобразований фундаментальных основ экономики и хозяйственной практики.

Достаточно напомнить, что в России начало приватизации проходило вне четкого законодательного регулирования и жесткого государственного контроля.

Если раньше, при советской власти, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса — фондов, то при ельцинских реформах политики и чиновники стали резко разнообразить сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовать крупные социальные проекты и т.п.

Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами служебного контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это являлось одним из признаков переходного периода (стадии модернизации) и служило одновременно благодатнейшей почвой для коррупции.

Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур.

Здесь различные виды коррупции порождаются:

  • противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет политикам и чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан;
  • незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В итоге довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создавались условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
  • отсутствием законодательного регулирования процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распределительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчало возможности для коррупции.

Все это усугублялось общим пренебрежением к процедурной строгости.

На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры.

Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных политических руководителей и государственных служащих. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные.

Председатель Конституционного суда В. Зорькин по поводу нашей судебной системы выразился так: «Исследования показывают, что суды весьма уязвимы для коррупционной атаки со стороны бизнеса.

Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков в России. Судебная коррупция встроена в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти: например, в сети по развалу уголовных дел и по перехвату чуждого бизнеса».

Неэффективность государства проявляется и в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась современная система отбора и продвижения государственных служащих.

В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использования своего служебного положения в целях, весьма далеких от благородных. Нередко и прямое делегирование «агентов влияния» из коммерческих структур в государственные органы.

Так, по данным Transparency International, замерявшей мнение россиян в 2005 г., уровень коррупции в разных сферах составляет (максимальный уровень — 10, минимальный — 1):

  • правоохранительные органы — 4,2;
  • политические партии — 4;
  • парламент — 3,9;
  • суд – 3,9;
  • налоговые органы — 3,8;
  • бизнес — 3,8;
  • таможня — 3,7;
  • образование — 3,7;
  • медицина — 3,5;
  • регистрационные органы — 3,5;
  • армия — 3,5;
  • СМИ – 3,4;
  • ЖКХ – 3,1;
  • некоммерческие организации — 2,7;
  • церковь — 2,2.

К числу проблем, порождающих коррупцию, несомненно, должна быть отнесена и слабость гражданского общества, его отрыв от государственной власти.

Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Обнищание российского общества, спад социально-экономической активности граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемые этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, — все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней.

Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций гражданского общества. Значительную роль здесь могут сыграть федеральная и региональные общественные палаты.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни российского общества. В чем конкретно сказываются эти метастазы коррупции? И, в частности, каковы проблемы и условия, порождаемые коррупцией?

В 80-90-х гг. XX в. очень расширилась теневая экономика. Это привело к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие — государство в это время утрачивает финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов.

Соответственно замедлилось появление эффективных частных собственников, в первую очередь из-за нарушений в ходе приватизации.

В той мере, в какой нарушаются конкурентные механизмы рынка, в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а часто тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции.

Коррупция подстегивает несправедливое и противоправное перераспределение средств в пользу узких власть имущих группировок за счет наиболее уязвимых слоев населения. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества.

В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

В результате уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Расширяются масштабы коррупции в органах власти и правоохранительных органах, что способствует укреплению организованной преступности.

Последняя сращивается с коррумпированными группами политиков и чиновников, усиливаются еще больше возможности отмывания денег.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)