Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

Уже говорилось, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» также имеются принципы функционирования, но уже «гражданской службы» (ст. 4).

Рассмотрим восемь принципов:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от поля, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о гражданской службе;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В чем-то эти принципы совпадают с вышерассмотренными принципами «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то только два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы, шесть (было пять) — организационные.

Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых принципа, которые очевидно имеют отношение к гражданскому обществу.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами пока относится к числу самых неразработанных проблем.

В литературе (книгах и статьях) можно встретить множество попыток дать хоть какой-либо ответ на очень злободневный вопрос, но данные ответы не внушают нужного доверия. Поэтому и комментарий к этому принципу также будет весьма условным и приблизительным.

Мы уже говорили о том, что государственная гражданская служба сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной стороны, она обеспечивает политическим руководителям (представителям нанимателя) информационные, организационные, технологические и другие услуги, а с другой — оказывает аналогичный сервис и населению, электорату.

Если распространить этот тезис на взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, то работу государственного органа можно признать действительно удовлетворительной и эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблемы оптимальной представленности потребностей политических руководителей и защиты интересов населения.

Гражданская служба действует только в составе государства (государственного управления), т.е. одновременно и наряду с политическими руководителями. И потому ставить вопрос об эффективности исключительно гражданской службы не вполне правомерно.

Реально на практике может эффективно работать лишь государственный орган. А вот в составе такого органа достаточно эффективно способен работать и государственный аппарат, состоящий из гражданских служащих.

Некоторые авторы пытаются выработать математическую модель эффективности государственной службы. Так, по поводу парламентской службы утверждается, что необходимое соотношение может быть выражено формулой

Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

Позже пытаются подкорректировать эту формулу путем установления разницы между первичным состоянием объекта деятельности (COi) и измененным в соответствии с целью (ССЬ). Поэтому более конкретно эффективность парламентской деятельности выражается формулой

Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

Несомненно, уровень взаимодействия с общественными объединениями и гражданами или эффективность деятельности гражданской службы рано или поздно будет выражена в математической модели. Но предлагаемый вариант ни в какой форме для этого не подходит.

Прежде всего, в нем не вполне корректно используются исходные понятия. Цель никогда не бывает в знаменателе. Вместо нее здесь должны быть затраты (издержки).

В административном управлении эффективность организации (государственного органа, системы государственных органов) определяется как отношение положительных результатов (ПР) (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат (ДЗ):

Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

Организация эффективна, если заданный результат (ЗР) получен при самых низких издержках.

Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

Или другой вариант: организация эффективна, если лучший результат (ЛР) получен при заданных издержках (ЗИ):

Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

Конечно, по поводу изложенных соображений могут быть различные суждения, но очевидно одно — эффективность гражданской службы не может и не должна определяться деятельностью всего государственного органа, в котором определяющую роль играют не гражданские служащие, а политические руководители.

Эффективная работа такого государственного органа — основа, залог эффективной работы гражданских служащих, но эффективность гражданской службы — совсем другая проблема.

Интересно
Принцип стабильности гражданской службы означает постоянство государственно-служебных отношений, которое проявляется в несменяемости гражданских служащих и преемственности в проведении государственной кадровой политики, в формировании основ государственного аппарата. Этот принцип основывается на стремлении государства к своему постоянству.

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми в интересах как государства, так и гражданских служащих. Они должны быть гарантированными и в том случае, когда полностью или частично изменяется система государственных органов и организация гражданской службы.

Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в поддержании управления гражданской службой таким образом, который позволит ей качественно осуществлять функции государства.

Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой персонала, проведением занятий, переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.

Гражданским служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий политических руководителей, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру.

Их статус не может быть зависим от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.

В последние годы проблема стабильности состава гражданской службы значительно обострилась в связи с большой сменяемостью кадров гражданских служащих, постоянными реорганизациями и сокращениями государственного аппарата, что ставит под угрозу преемственность в его работе, тормозит ход реформ. В этих условиях принцип стабильности должен стать гарантией для гражданских служащих от незаконного увольнения со службы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)