Принцип публичной цели демократизма

В основе права должны лежать общие блага, общеполезность; законы должны выражать волю большинства членов общества. Hominum causa jus constitutum est – право учреждено для пользы человечества. Ea quae communiter omnibus prosunt praeponimus – мы отдаем предпочтение тому, что выгодно всем вместе. Данный принцип имеет четкую взаимосвязь с иными общеправовыми принципами.

Так, с точки зрения В.М. Сырых, справедливая групповая обязанность должна удовлетворять следующим условиям:

  • иметь направленность на создание какого-либо общего блага;
  • распределяться между членами соответствующей социальной группы в равной мере или пропорционально, с учетом интенсивности проявления социального признака, выступающего в качестве основания обязанности (например, пропорциональная шкала налогов);
  • должна быть посильной и реально исполнимой;
  • освобождение от исполнения обязанности может предоставляться лицам, не способным ее исполнить по объективным причинам (например, состоянию здоровья).

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ налог взимается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В силу п. 3 ст. 45 НК РФ налоги уплачиваются в бюджетную систему РФ. Исходя из ст. 6 БК РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

При этом государство (муниципальное образование) является особой организацией, созданной обществом и, вообще говоря, не имеющей иных задач, кроме как стоящих перед обществом. А.П. Куницын полагал, что государство есть общество, учрежденное для всегдашней защиты всех прав человеческих в пределах известного пространства земли противу всякого рода опасностей.

Как справедливо отмечает С.Н. Егоров, единственной целью существования (функционирования) государства должно быть обеспечение безопасности людей. По мнению А.В. Демина, в идеале никаких собственных государственных интересов помимо публичных интересов всего общества у государства быть не должно.

Интересно
Известный русский финансист Н.И. Тургенев в работе “Опыт теории налогов”, впервые изданной в 1818 году, утверждал, что налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств.

Е.В. Порохов полагает, что целью существования одностороннего принудительного обязательства является не лишение обязанной стороны каких-либо благ, не принуждение ее к совершению определенных действий, а удовлетворение посредством этих благ и действий потребностей управомоченной стороны. В научной (учебной) литературе по налоговому праву данный принцип может обозначаться как принцип публичности налогообложения.

В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. N 21 “О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней” разъяснено, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Кроме того, в ст. 57 Конституции РФ содержится положение о законно установленных налогах, т.е. установленных через органы законодательной (представительной) власти законно избранными представителями народа. В ст. 12 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. предусмотрено, что для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 14 Декларации предусматривает, что все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

В соответствии с Постановлением КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции России, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

В Определении КС РФ от 8 ноября 2005 г. N 438-О разъяснено, что публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.

Не следует, однако, излишне преувеличивать значение и содержание рассматриваемого принципа. Например, по мнению физика и общественного деятеля А. Эйнштейна, демократически организованное общество не может эффективно ограничивать чудовищную власть капиталистической олигархии.

Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, в современную эпоху, именуемую эпохой демократии, не было и нет такого государства или правящего режима, которые не причисляли бы себя к народным, демократическим, действующим от имени всех своих граждан и в интересах всех.

В советском “Юридическом словаре” признавалось наличие социалистической демократии как нового, высшего типа демократии, установленного в результате перехода государственного руководства обществом в руки рабочего класса и означающего подлинное народовластие трудящегося народа, действительное равноправие граждан, всестороннее гарантирование предоставленных им прав и свобод.

Русский юрист Е.В. Спекторский отмечал, что если обратиться к абсолютным государствам христианской Европы, то неслучайным окажется то обстоятельство, что в них нашлись дальновидные монархи, которые сочли необходимым объявить себя слугами государства.

С точки зрения В.М. Сырых, государственные интересы, определяемые силой стоящих за ними социальных слоев, носят эклектический, суммативный характер и состоят из трех плотно согласованных между собой компонентов: публичных интересов, интересов отдельных социальных слоев общества и собственных интересов государства.

Данная позиция четко коррелирует с древним изречением: esse optime constitutam republicam quae: ex tribus generibus illis, regali, optimo et populari, sit modice contusa – наилучше устроенная республика есть та, которая здраво составлена из трех элементов: монархии, аристократии и демократии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)