Принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов

Детерминизм (от лат. deter- mine — определяю) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

В психологии принцип детерминизма ориентирует исследователя на поиск причин, условий и факторов, которые обусловливают возникновение и функционирование психических явлений.

Поскольку  в психике нет ничего, что не имело бы своей внутренней или внеш- ней причины, как бы эти причины ни были глубоко скрыты и опосредованы другими явлениями, условиями и факторами.

Применительно к психологии в развитии принципа детерминизма можно выделить несколько эпох.

Предмеханический (натурфилософский) детерминизм представ- лен древнегреческими философскими учениями, пронизанными идеями гилозоизма.

Гилозоизм (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — философское учение и идеи о всеобщей одушевленности природы — синоним панпсихизма.

Космос и окружающая природа представляются как живой организм в своей целостности, нерасчлененности, противоречивости и цикличности развития.

Душа, в отличие от древнего анимизма (от лат. аnima — душа), мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов, семян вещей), подчиненной общим для всего космоса законам (логосу).

Механический детерминизм связан с механистическими представлениями окружающей картины мира. Новое время (начиная с XVII в.) — эпоха перехода к мануфактурному производству, связано с изобретением и использованием механических устройств.

«Дух механицизма», устройство механизмов и их действие становятся про- образом причинно-механического объяснения всего сущего, окружающего мира, включая живые организмы и их жизнедеятельность.

Общее, что было характерно для науки данного периода в целом, — механистическая тенденция. Механистический принцип в качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания мира закрепляется в философии, переносится в психологию, все психические явления, поведение и сознание человека трактуются и описываются по аналогии с механическими процессами.

Философско-психологические учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были и метафизическими по способу мышления.

Перенесение в философию и психологию из естествознания принципа расчленения (анализа) сложных явлений на отдельные элементы, классы и рассмотрение их вне взаимной связи и развития породило односторонность и ограниченность рассмотрения механизмов психики, моделей сознания и поведения (механистичность и метафизичность).

В то же время, несмотря на ограниченность, механистичность и метафизичность существующих подходов, именно в этот период были сформированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых происходило формирование экспериментальной психологии во второй половине XIX в.

Биологический детерминизм исходит из идеи, что жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию вопреки разрушающим воздействиям среды.

Ч. Дарвин и К. Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами. Первый — изменчивостью, наследственностью, отбором и сохранением форм, эволюционно оказавшихся приспособленными к условиям существования.

Второй — особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне (впоследствии американский физиолог У. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвиновскими, дал этому явлению специальное имя — гомеостаз).

С этими идеями было связано радикальное изменение в понимании детерминизма, который отныне означал не «жесткую» однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.

Эти идеи открывали простор для широкого применения статистических методов в области психологических исследований. Психический детерминизм связан с изменением взглядов на пред- мет психологии.

Начиная с Р. Декарта психология ограничивается рамками сознания как совокупности процессов внутреннего мира субъекта, данной ему в непосредственном опыте, и методом его ис- следования — интроспекцией.

Однако концепция В. Вундта о структуре сознания не нашла практической реализации в силу ограничения исследований областью «чистой» науки без ее практической реализации. И на смену вундтовской концепции структурализма приходит функционализм, воспринявший идеи биологической эволюции и изменчивости видов живых организмов.

Функционализм сохранил идею сознания как причинности и предмета исследования психических явлений, но придал ей роль деятельной активности во взаимосвязи организма и окружающей среды.

Представители функционализма считали, что цель психологии не в выявлении элементов сознания, а в изучении функций приспособления сознания (психики) к условиям окружающей среды (американский философ, психолог В. Джеймс (1842–1910)).

Социальный детерминизм исходит из идеи детерминации психического развития социальными условиями и факторами. Причем выделяются направления: макросоциального детерминизма и микросоциального детерминизма.

Философские идеи о социальной сущности человека, обусловленности его развития особенностями национальной культуры начинают реализовываться в конкретных научных исследованиях в истории, этнографии, филологии начиная с XIX в. В. Вундт пишет 10-томный труд «Психология народов» (1900–1920).

По мнению Вундта, для изучения психических процессов высшего порядка (обучаемость, память, речь и др.) применимы только неэкспериментальные методы исследования, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии, поскольку природа высших процессов культурно-историческая.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)