Преступления и наказания в феодальной Франции

Во взаимоотношениях между феодалами действовал принцип сильного, ибо споры между ними чаще решались силой оружия: путем поединков или войн. В других случаях их споры разрешались судом равных, т. е. судом равных им по рангу феодалов, собиравшихся при их сеньоре.

К духовным лицам уголовно-правовые нормы применяли церковные суды, к горожанам – городские суды.

Крестьяне же подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними и судебную, и внесудебную расправу. Огромное влияние на уголовно-правовые нормы оказывали церковь и религия.

Это влияние выражалось в отношении к преступлению, как к «греху», а к наказанию – как к «искуплению греха». В феодальном праве еще не установился окончательно принцип ответственности за личную вину, и сохранилось объективное вменение, т. е. наказание без вины.

Это нашло свое выражение в сохранении ответственности малолетних и невменяемых, в ответственности за чужую вину, а также в ответственности животных, неодушевленных предметов.

Интересно
По мере укрепления королевской власти вырабатывается понятие преступления как нарушения королевского «мира» и ордонансов короля, т. е. законодательных предписаний, установленных королевской властью.

Королевскими ордонансами XIV-XV вв. были введены телесные и бесчестящие наказания, тюремное заключение и ссылка.

Именно в этот период вырабатывается представление о цели наказания как устрашении, направленном не только на причинение страдания преступнику, но и на воздействие на других лиц с тем, чтобы они не совершали преступлений.

Завершение создания системы преступлений и наказаний относится к периоду абсолютизма. На формирование этой системы, решающее влияние оказывают королевские ордонансы, проникнутые идеями римского уголовного права.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)