Предмет конституционного регулирования и понятие конституции

Что следует понимать под предметом конституционного регулирования? Как и вообще предмет правового регулирования, предмет конституционного регулирования – это общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников отношений путем установления их статуса.

Говоря о конституционном регулировании, прежде всего, следует выяснить, каковы критерии, на основе которых те или иные группы общественных отношений подлежат регулированию именно конституционным законодательством. Иначе говоря, необходимо выяснить, что, в каком объеме, и каким образом следует отразить в конституции.

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, надо помнить, что конституция всегда обращена к основному, главному в развитии государства и общества, при том в концентрированной форме.

Определяющим здесь является то, что объектом конституции является политическая организация общества. Поэтому только конституция должна закрепить социально-экономические устои и политический механизм власти.

С этих позиций в качестве объекта конституционного регулирования выступают важнейшие общественные отношения, определяющие основные черты общественного и государственного строя и составляющие “реальную конституцию” государства и общества, т.е. конституцию в материальном смысле.

Как можно показать, чем руководствуется законодатель, определяя круг тех общественных отношений, которые должны составить содержа- ние конституции? В наиболее общем виде это сводится к следующему:

  • во-первых, это политические воззрения господствующего класса или определенных социальных групп, их взгляды и оценки различных социальных институтов и перспектив развития общества;
  • во-вторых, содержание  конституции зависит от конкретных условий, в которых пребывает государство, от соотношения различных социальных сил – классов, групп – в обществе на соответствующем этапе его развития. Конституция, в принципе, должна соответствовать тем фактическим общественным отношениям, которые сложились в стране на момент её принятия;
  • в-третьих, на предмет и характер конституционного регулирования определенное влияние оказывает уровень общественного сознания. Иначе говоря, данный фактор, прежде всего, означает, что само принятие должно найти понимание и поддержку в сознании народа. Конституция должна быть документом, в котором отражено национальное согласие. От этого зависит и последующее её воплощение в жизнь;
  • в-четвертых, при оценке предмета и объемов конституционного регулирования немаловажным фактором является также воля высшего представительного законодательного органа государства. Именно он призван одобрить окончательный текст проекта конституции, который затем принимает самостоятельно или выносит на референдум;
  • в-пятых, следует также принимать в расчет назначение конституции. Иначе трудно будет понять, почему те или иные положения касаются од- них общественных отношений и почти не затрагивают другие, отличаются большим или меньшим числом предписаний по одному и тому же вопросу;
  • в-шестых, на предмет и содержание конституции определенное влияние оказывают и собственные свойства конституции как политико- правового документа. Конституционным регулированием нельзя всё охватить, оно не может быть беспредельным. Будучи сжатым, основной закон должен, тем не менее, содержать необходимый минимум норм для того, чтобы выполнить своё социальное назначение.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)