Правовые и организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы по административным делам

Порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения таких дел определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях имеет следующие стадии:

  • возбуждение дела об административном правонарушении;
  • рассмотрение дела уполномоченным органом по существу;
  • обжалование вынесенного решения; исполнение решения по делу об административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Необходимо иметь в виду, что законодательство об административных правонарушениях в силу указания ст. 72 Конституции РФ отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения регулируется ст. 1.3 КоАП.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

  • общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  • административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В соответствии с законодательством о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, к ведению субъектов федерации отнесено, например, установление административной ответственности за определенные правонарушения.

Особенностью производства по делам об административных правонарушениях является их рассмотрение не только судебными органами, но и органами исполнительной власти и их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ).

Одним из участников производства по делам об административных правонарушениях является эксперт. Статус названного участника определяется ст. 25.9 КоАП РФ.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в
использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Порядок назначения и проведения экспертизы регламентируется следующими статьями КоАП РФ: Статья 25.9. Эксперт, Статья 26.2. Доказательства, Статья 26.4. Экспертиза, Статья 26.5. Взятие проб и образцов, Статья 26.6. Вещественные доказательства, Статья 26.7. Документы, Статья 26.11. Оценка доказательств, Статья 26.4. Экспертиза и др.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

  • основания для назначения экспертизы;
  • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Интересно
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)