Правовой статус Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим федеральным органом судебной власти, органом конституционного контроля, который осуществляет судебную власть путем отправления конституционного судопроизводства, независимо и самостоятельно.

Важнейшим элементом системы разделения властей является судебный конституционный контроль. В ряде государств, он возлагается на судебную систему в целом (США, Канада, Япония), в Австрии, ФРГ и Италии конституционный контроль осуществляется непосредственно конституционными судами.

Идеи и принципы судебного конституционного контроля в СССР отвергались до конца 1980-х гг., в связи с отсутствием принципа разделения властей, основного конституционного положения. В 1988 году создается своего рода парламентский, нежели судебный орган, именуемый Комитетом конституционного надзора СССР. Компетенция указанного органа была ограничена. Комитет обладал правом приостановления, но не отмены неконституционных правовых актов, кроме тех, которые нарушили права и свобода человека и гражданина.

Конституционный Суд как орган конституционного контроля был учрежден в Российской Федерации в декабре 1990 года. Цели, компетенции и порядок формирования суда закреплялись в Законе РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., провозгласившей в ст.125 изменения в организации и основных полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации повлекло принятие Федерального конституционного закона №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июня 1994 г.

Данный период ознаменовался серьезными изменениями в организации работы государственных структур. Органы государственной власти и их должностные лица в обязательном порядке должны приводить законодательную базу в полное соответствие Конституции Российской Федерации.

На сегодняшний день численность Конституционного Суда составляет 19 судей, которые назначаются на должность тайным голосованием в Совете Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Лицо считается назначенным на должность судьи в том, случае если получает большее количество голосов от общего числа членов Совета Федерации на голосовании.

На должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим критериям: возраст 40 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по профессии не менее чем 15 лет, безупречная репутация и высокая квалификация в области правоведения.

Предельным возрастом пребывания в должности судьи является возраст 70 лет. Предельный возраст пребывания в должности не распространяется на Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации несменяемы.

Федеральный конституционный закон от 2 июня 2009 г.№2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»» внес новшества в части порядка формирования и структуры Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, например, если ранее Председатель, его заместитель и судья секретарь избирались путем тайного голосования на срок три года с правом переизбрания но новый срок, то согласно новому закону должность судьи-секретаря была упразднена и появилась новая должность «Второй заместитель Председателя». Так же изменились порядок и условия назначения на должность.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются из числа судей на срок шесть лет Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Возможно назначение на должности указанных лиц на новый срок.

Среди основных принципов работы и организации деятельности Конституционного Суда Российской Федерации выделим такие, как: равенство прав судей, неприкосновенность, независимость, несменяемость.

Закон о Конституционном Суде в ст.11 установил конкретный перечень действий и занятий, которыми не вправе заниматься судья. А именно: судья не имеет право занимать должность депутата в органах представительной власти; должности государственного либо общественного характера; судья не вправе заниматься частной практикой, предпринимательской либо какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности. Судья не может заниматься защитой или представительством, за исключением законного представительства.

Согласно закону о Конституционном Суде Российской Федерации судья не вправе состоять в политических партиях и общественных движениях, а также поддерживать их в материальном плане. Судья не имеет право участия в акциях политического характера, проводить пропаганду или агитацию политической направленности. Судье запрещено участвовать в съездах и конференциях общественно-политических объединений.

Интересно
Судье Конституционного Суда Российской Федерации запрещено высказывать публично в средствах массовой информации собственное мнение по вопросу, содержание которого может стать материалом судебного производства либо по вопросу, принятому к рассмотрению судебными органами власти, до принятия окончательного решения.

Возможно приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации ввиду дачи согласия со стороны Конституционного Суда Российской Федерации на привлечение судьи к уголовной ответственности либо на арест судьи, а также в том случае когда состояние здоровья судьи не позволяет ему полноценно выполнять свои функции и реализовывать обязанности. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации устанавливает ограниченный перечень на оснований прекращения полномочий судьи.

К таковым относятся:

  • предельный возраст пребывания в должности; нарушение порядка назначения судьи на должность;
  • личное заявление судьи об отставке до наступления предельного возраста;
  • утрата российского гражданства;
  • обвинительный приговор, вступивший в законную силу;
  • совершение судьей поступка, который порочит честь и достоинство статуса судьи;
  • уклонение от участия в заседаниях суда без уважительных причин свыше двух раз;
  • занятие судьей деятельностью несовместимой с его должностью;
  • вступившее в законную силу решение суда, согласно которому судья признан недееспособным;
  • признание судьи отсутствующим безвестно; объявлением судьи умершим по решению суда;
  • смерть судьи.

Статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает перечень полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

В этот перечень входят в первую очередь функции относительно разрешения дел о соответствии основному закону (Конституции Российской Федерации):

  • указов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы Российской Федерации;
  • федерального законодательства;
  • договоров между федеральными органами государственной власти и региональными органами власти Российской Федерации; договоров между органами власти субъектов Российской Федерации;
  • конституций и уставов субъектов, законов, подзаконных актов регионов Российской Федерации, по вопросам ведения органов государственной власти Российской Федерации.
  • международных договоров Российской Федерации не вступивших в законную силу.
    Согласно Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться в Конституционный Суд с запросом о разрешении дел по поводу соответствия законов конституционным нормам.

Существует определенный круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, а именно: Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, одна пятая часть членов от общего числа депутатов Государственной Думы либо Совета Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, представительные и законодательные органы власти субъектов Российской Федерации.

В Конституционном Суде Российской Федерации рассматриваются споры о компетенции между следующими субъектами права:

  • между органами государственной власти Российской Федерации и региональными органами власти;
  • между федеральными органами власти Российской Федерации.

Защита прав и свобод граждан является важнейшим полномочием Конституционного Суда Российской Федерации. В этой связи суд, на основании жалоб о нарушении прав и свобод человека и гражданина, проводит проверки конституционности закона, который был применен в определенном деле.

На основании запросов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, представительных органов власти субъекта Российской Федерации Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

На основании запроса Совета Федерации Конституционным Судом даются заключения по поводу соблюдения установленной процедуры предъявления обвинения Президенту Российской Федерации в совершении тяжкого преступления либо в государственной измене. По вопросам своего ведения Конституционный Суд обладает правом законодательной инициативы.

Конституционным Судом Российской Федерации осуществляется иные полномочия, которые предписаны ему в Конституции Российской Федерации, в Федеративном договоре и федеральных конституционных законах.

Суд вправе применять права, предоставляемые ему договорами по поводу разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и региональными органами власти заключаемыми на основании ст.11 Конституции Российской Федерации, в том случае, когда они не идут в противовес юридическим основам его существования и предназначения конституционного контроля.

Во избежание вовлечения Конституционного Суда Российской Федерации в политические тяжбы и с целью разграничить сферу его деятельности с другими судами, законодатель отграничил компетенцию судебного конституционного органа. Закон о Конституционном Суде в ст.3 установил, что к предмету ведения Конституционного Суда Российской Федерации относятся вопросы права, в исключительном порядке.

Конституционное судопроизводство осуществляется судом на принципе воздержания от исследования и установления фактических обстоятельств дела, в случае когда указанное является областью компетенции иных органов либо других судов.

Законом о Конституционном Суде Российской Федерации установлены функции и полномочия должностных лиц. Так, к полномочиям Председателя Конституционного Суда Российской Федерации относится следующее:

  • руководство подготовками и заседаниями, созыв и председательствование на заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.
  • внесение к осуждению вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании;
  • представление Конституционного Суда Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, выступление с заявлениями разного рода от имени Конституционного Суда Российской Федерации.
  • осуществление общим руководством аппаратом суда;
  • представление кандидата на должность руководителя Секретариата Суда и руководителя аппарата;
  • также представление на утверждение Положения и о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуры аппарата суда.
  • издание приказов и распоряжений.

По распоряжению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его заместители реализуют конкретные функции и выполняют обязанности, которые на них возлагает Председатель. К принципам осуществлениями судопроизводства в Конституционном Суде относятся конституционные принципы общего характера, так и в частности конституционного судопроизводства, которые сформулированы в Главе четвертой Закона о Конституционном Суде.

К числу таковых можем отнести:

  1. Принцип независимости. Данный принцип гласит, что судья Конституционного Судья Российской Федерации независим и при осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде Российской Федерации. Судья, при осуществлении деятельности не представляет какие-либо общественные либо государственные органы, партии, учреждения и организации, выступает от собственного имени. Правовая позиция судей отражается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и свободна от политики. Постороннее воздействие на принятие решения судьи абсолютно исключено поскольку оно подкрепляется свободой волеизъявления судьи. Судья не имеет права получения или запроса по вопросам, находящимся на стадии предварительного изучения либо рассматриваемым в Конституционном Суде Российской Федерации. Предусмотренную законом ответственность влекут вмешательства в работу Конституционного Суда Российской Федерации.
  2. Принцип коллегиальности. Данный принцип означает, что принятие решение по делам находящимся в производстве Конституционного Суда происходит коллегиально. В принятии решения по делу участвуют только судьи, участвовавшие в судебном заседании по рассмотрению дела. Конституционный Суд Российской Федерации вправе принять решение в присутствии не менее двух третей от общего числа судей суда. В указанный кворум не входят судьи, которые отстранены от участия в судебном заседании либо судьи, чьи полномочия признаны приостановленными.
  3. Принцип гласности. Дела рассматриваются и назначаются к слушанию в судебном заседании в открытом порядке. Законом предусмотрены закрытые заседания в случаях, которые предусмотрены в Законе о Конституционном Суде Российской Федерации. Такого рода заседания проводят в связи с необходимостью сохранить охраняемую законом тайну, в целях обеспечить безопасность жизнедеятельности граждан, а также с целью сохранения нравственности в обществе. Несмотря на указанные особенности видов судебных заседаний, решения как закрытых, так и открытых заседаний провозглашаются публично, согласно законодательству.
  4. Принцип устности разбирательства. Дела, находящие в производстве в Конституционном Суде, рассматриваются устно. Устное разбирательство предполагает заслушивание показаний сторон, показаний свидетелей и экспертов, оглашение имеющихся документов. Русский язык является официальным языком конституционного судопроизводства. Тем участникам судебного заседания, которые не владеют русским языком, предоставляется возможность дачи показаний на родном языке либо предоставляются услуги переводчика.
  5. Принцип непрерывности судебного заседания. Данный принцип означает, что заседания по каждому делу в Конституционном Суде Российской Федерации проходят непрерывно.
  6. Принцип состязательности и равноправия сторон означает, что участники судебного процесса вправе пользоваться равными возможностями по защите и отстаиванию собственной правовой позиции, что аргументировано состязательностью сторон в судебных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)