Правовое обеспечение кибербезопасности

Основополагающим документом, определяющим позиции в вопросах построения кибербезопасности, была принятая в сентябре 2000 года «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Обновленная версия документа датирована 5 декабря 2016 года.

Доктрина является документом стратегического планирования, основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Информационная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.

Среди основных интересов Российской Федерации в киберпространстве выделяют положения о стремлении государства обеспечить возможность гражданам, организациям и органам государственной власти беспрепятственно взаимодействовать в электронном пространстве, обеспечить гарантии стабильности информационной среды, а также способствовать развитию национальной технологической базы.

Наиболее значимой характеристикой информации в Доктрине выделяется ее достоверность, которая может быть нарушена из-за угроз исходящих из информационной сферы.

Информационная сфера – совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

В Доктрине на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Интересно
Обеспечение информационной безопасности – это осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления.

Важнейшим защищаемым объектом в Доктрине признается информационная инфраструктура. Информационная инфраструктура Российской Федерации – совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети Интернет и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся под
юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.

С целью обеспечения информационной безопасности требуется, чтобы информационные системы, связанные с государственной или служебной тайной, не могут быть подключены к сети Интернет. Если же существует необходимость такого подключения, то обязательно применение сертифицированных средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических). Сертификацию проводит Федеральная служба безопасности Российской Федерации, подтверждение соответствия – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Особое место при обеспечении информационной безопасности занимает защищенность персональных данных. Как обеспечение из достоверности, так и обеспечение ограничения доступа.

К персональным данным относится как любая информация о конкретном лице, так и информация, с помощью которой лицо можно идентифицировать, то есть установить.

К таким данным относятся:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, размер заработка, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);
  • финансовое положение (доходы, долги, владение недвижимым имуществом, денежные вклады и др.);
  • деловые и иные личные качества, которые носят оценочный характер;
  • прочие сведения, которые могут идентифицировать человека.

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 152 обработку персональных данных осуществляет оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Меры по обеспечению безопасности персональных данных принимаются для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных обеспечивает оператор или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)