Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями: участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

  • регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производство и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
  • развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
  • создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей;
  • обеспечение информационной безопасности детей.

В целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (сокращенное наименование – реестр российского программного обеспечения).

Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Постановлениях правительства определяется состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения.

К таким сведениям, прежде всего, относятся:

  • сведения об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей);
  • включения в реестр российского программного обеспечения;
  • исключения из реестра российского программного обеспечения;
  • порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливается.

Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236 вводятся ограничения для государственных заказчиков на закупку программного обеспечения, отсутствующих в реестре.

Интересно
Для успешного государственного регулирования правоотношений в цифровой сфере Закон определяет основных участников информационного обмена и их обязанности. Таковыми являются организатор распространения информации в сети Интернет, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, оператор поисковой системы, владелец новостного агрегатора, владелец аудиовизуального сервиса, владелец социальной сети.

Именно они несут административную естественность за неправомерные действия в цифровой сфере. На них налагается обязанность выявлять и пресекать негативные явления.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет, дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети Интернет возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений (п. 4.1. ст. 10.1 149-ФЗ).

Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет (далее – блогер), при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети Интернет, обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации.

На оператора поисковой системы налагается обязанность обеспечить чести и достоинства граждан путем информационного забвения, то есть удаления из поискового запроса ссылок на недопустимые ресурсы, ущемляющие права заявителей с ограничениями.

Оператор поисковой системы, распространяющий в сети Интернет рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье – заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет (далее также – ссылка), позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость (п. 1 ст. 10.3 149-ФЗ).

Владелец новостного агрегатора, по тесту закона – владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети Интернет на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети Интернет, обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 10.4 149-ФЗ).

Аудиовизуальные сервисы и социальные сети признаются ресурсами, наиболее часто нарушающими интеллектуальные права, негативно влияющими на финансовые показатели индустрии развлечений (музыка, кино и т. п.). В законе указывается, что владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети Интернет, находящихся на территории Рос-
сийской Федерации, обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 10.5 149-ФЗ).

Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на  которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации, обязан соблюдать требования законодательства Российской  Федерации (п.1 ст. 10.6149-ФЗ)

Доступ к информации – возможность получения информации и ее использования.

Граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 149-ФЗ).

В Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» вводится новое понятие «профессиональная тайна». Профессиональная тайна – информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 149-ФЗ).

Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Необходимо различать предоставление информации и распространение информации. Предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации – те же действия, только для неопределенного круга лиц.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию (п. 2. ст. 10 149-ФЗ). Если есть возможность определить получателя информации, то лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации (п. 3. ст. 10 149-ФЗ).

Важнейший способ поддержания правопорядка в цифровой сфере – это исключение анонимности участников цифрового взаимодействия. Предусматриваются процедуры определения лиц (идентификация и аутентификация) и информационных ресурсов по доменному имени и сетевому адресу.

Идентификация – совокупность мероприятий по установлению сведений о лице и их проверке и сопоставлению данных сведений с уникальным обозначением, необходимым для определения такого лица.

Аутентификация – совокупность мероприятий по проверке лица на принадлежность ему идентификатора.

Доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет.

Сетевой адрес – идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)