Правовая природа срока для осуществления расчетов с кредиторами

В результате возникает проблема, связанная с регламентацией исполнения требований. Следует отметить, что Закон 2002 г. принял в этом отношении несколько иную концепцию, нежели Закон 1998 г. Последний устанавливал общее правило, в соответствии с которым утверждение судом отчета управляющего является основанием для вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве.

По общему правилу в этом случае платежеспособность должника считалась восстановленной, в связи с чем юридическое лицо возобновляло обычное функционирование, прерванное конкурсом.

Внешний управляющий действовал до избрания (назначения) нового руководителя должника, то есть бывший руководитель не восстанавливался в должности, в то время как полномочия остальных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия подлежали восстановлению.

Закон 1998 г. исходил из того, что восстановившийся и функционирующий должник обязательно осуществит расчеты с кредиторами, начатые внешним управляющим в соответствии с п. 1 ст. 94 Закона с момента утверждения судом отчета управляющего (устанавливалось, что расчеты осуществляются в порядке, определенном ст. 107-111 Закона 1998 г. для расчетов в течение конкурсного производства).

Предполагалось, что в большинстве случаев очередность удовлетворения будет носить технический характер, так как восстановление платежеспособности должно означать достаточность средств для полного удовлетворения всех требований. Таким образом, Закон 1998 г. исходил из того, что кредиторы понимали, что расчеты, начатые управляющим, будут продолжены должником.

На практике далеко не всегда происходило все так, как предполагал Закон. Бывали случаи, когда внешний управляющий получал средства, достаточные для удовлетворения всех требований, и передавал их должнику, который через некоторое время заявлял о недостаточности средств либо просто не спешил осуществлять расчеты.

Поскольку конкурсный процесс был прекращен, то реальных механизмов получить удовлетворение в конкурсном порядке у кредиторов не оставалось (они могли что-то требовать только в порядке исполнительного производства).

Правда, Закон 1998 г. регламентировал (в порядке исключения) ситуацию, когда кредиторы опасались названных выше негативных последствий. При наличии элементов недоверия к должнику либо опасений, связанных с тем, что должник может и не окончить расчеты, собрание кредиторов могло ходатайствовать в арбитражный суд об установлении особого срока – срока окончания расчетов с кредиторами (этот срок не мог быть более 6 месяцев).

В этом случае суд выносил определение об утверждении отчета управляющего и установлении окончания срока расчетов с кредиторами. Производство по делу о банкротстве в этом случае могло быть прекращено только после окончания расчетов с кредиторами полным удовлетворением всех требований.

Соответственно, только тогда и можно было ставить вопрос об избрании руководителя и восстановлении полномочий органов управления, т.е. при назначении срока для расчетов все расчеты должны были быть как начаты, так и окончены внешним управляющим.

Закон 2002 г. изменил регламентацию порядка осуществления расчетов, установив в качестве общего правила, что если в течение срока внешнего управления требования кредиторов в полном объеме не осуществлены, то суд выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами. В этом определении устанавливается не более чем 6-месячный срок, только по окончании которого прекращается производство по делу о банкротстве, если все требования исполнены. Если это не произошло, то суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство. Возможность увеличения 6- месячного срока не предусмотрена.

Расчеты осуществляются только самим управляющим (оснований для появления руководства должника еще нет) по правилам ст. 122 Закона в порядке, установленном ст. 134-138 Закона (последние определяют очередность удовлетворения требований).
Арбитражный суд выносит определение о начале расчетов с кредиторами каждой очереди, в котором в силу п. 3 ст. 122 Закона указывается срок окончания расчетов с кредиторами этой конкретной очереди (данный срок не может быть более 2 месяцев; проблема связана с ответом на вопрос о том, как учитывать те очереди, которые выделяются фактически вследствие дифференциации режима требований залогодержателей и требований в части финансовых санкций и упущенной выгоды).

Кроме того, в рассматриваемом определении указываются пропорции удовлетворения требований – очевидно, имеются в виду пропорции общие, а не в части конкретного требования. Таким образом, в настоящее время все расчеты осуществляются в рамках конкурсного процесса в течение специального срока.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о правовой природе этого специального 6-месячного срока для расчетов с кредиторами. Можно ли считать, что в течение этого срока продолжается внешнее управление? Положительный ответ влечет вывод о необходимости соблюдать правила о сроках внешнего управления и продлении этих сроков, помня о том, что они не должны превышать установленные Законом максимумы.

Так как очевидно, что срок для расчетов с кредиторами может превышать максимальные сроки внешнего управления, и об их продлении речь не идет, мы приходим к выводу о том, что Закон устанавливает особую процедуру, применяемую после окончания внешнего управления.

Подтверждением этой мысли является тот факт, что в силу ч. 2 п. 3 ст. 118 Закона собрание может вынести решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления и переходе к расчетам с кредиторами (наряду с предусмотренным ч. 3 п. 3 ст. 118 ходатайством о прекращении производства по делу о несостоятельности в связи с удовлетворением всех требований); при этом суд, удовлетворяя данное ходатайство, выносит определение именно о переходе к расчетам, т.е. по сути прекращает таким образом внешнее управление.

Более того, после успешного окончания расчетов выносится определение не об окончании внешнего управления, а о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Сказанное доказывает вывод, в соответствии с которым нормы ст. 119-
123 Закона по сути регламентируют особую процедуру, которая может быть названа особой стадией конкурсного процесса – расчеты с кредиторами. Данная процедура заканчивается либо прекращением производства (если все требования удовлетворены полностью), либо признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства (если в течение установленного для расчетов срока полное удовлетворение требований не осуществлено).

Наличие особых правил рассматриваемой стадии позволяет сделать вывод о прокредиторской направленности соответствующих норм Закона (который в целом является продолжниковым).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)