Правовая основа деятельности прокуратуры РФ

Согласно статье 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ, от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ) полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Деятельность прокуратуры Российской Федерации осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Теперь применять положения международных соглашений можно будет только так, чтобы они не противоречили нормам Основного закона страны.

Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения применения правил международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации» дополняет названные выше законы фразой о том, что «не допускается применение правил международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции России».

Далее идёт пояснение, что такое противоречие можно установить в порядке, который определяет федеральный конституционный закон. Такие изменения внесены в пункт 2 части 1 статьи 7 ГК РФ («Гражданское законодательство и нормы международного права»), в часть 3 статьи 3, часть 4 статьи 13 АПК РФ («Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах», «Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел»). Аналогичные поправки внесены в часть 2 статьи 1, часть 4 статьи 11 ГПК РФ («Законодательство о гражданском судопроизводстве», «Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел»).

Соответствующие изменения внесены и в КАС РФ, в котором положение о верховенстве Конституции РФ над нормами международных договоров закреплено в части 2 статьи 2, части 4 статьи 15 («Законодательство об административном судопроизводстве», «Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел»). Положение о верховенстве Конституции РФ над нормами международных договоров закреплено и в УПК РФ в части 3 статьи 1 («Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства»).

Интересно
Следует отметить, что верховенство Конституции РФ над международными договорами коснулись более 100 нормативно-правовых актов. Тем не менее это не свидетельствует о том, что международные договоры будут игнорироваться нашим государством и все изменения направлены на постепенный отказ от международных обязательств.

Все эти законы приняты для развития положений Конституции РФ о верховенстве Основного закона России на её территории. В тоже время в Российском государстве и его законодательстве по-прежнему отражается и проявляется уважение к основным принципам международного права. Принципиальная позиция и цель нашего государства в этой проблеме заключается в создании конституционно приемлемого механизма исполнения решений по международным договорам и обеспечения верховенства Конституции РФ на территории нашей страны.

Отсюда следует, что органы прокуратуры Российской Федерации в ходе осуществления своей надзорной деятельности должны обращать самое пристальное внимание правильному истолкованию положений международных договоров Российской Федерации при их применении на предмет их противоречия Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации. Прежде чем перейти к изложению современного конституционного статуса прокуратуры Российской Федерации, обратимся к некоторым конституциям советского периода развития государства. В Конституции СССР 1936 года судебной системе и прокуратуре отводилась глава «Суд и прокуратура».

В этой главе закреплялся статус органов правосудия и прокуратуры СССР. В частности, в соответствии с конституционными положениями на Генерального прокурора СССР возлагался высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами. Определялся порядок назначения и сроки действия полномочий на прокурорских должностях.

Интересно
В Конституции СССР 1977 года данная глава стала называться несколько иначе – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор». О значении данной Конституции СССР в организации и деятельности органов прокуратуры страны подробно изложено в параграфе 1.1 «Основные исторические этапы становления Российской прокуратуры» данного учебного пособия.

В нем же подробно изложены и основные положения принятого первого в советском государстве Закона о прокуратуре СССР. Тем не менее дополнительно к этому материалу следует отметить, что для рассмотрения наиболее важных вопросов состояния работы и деятельности органов прокуратуры Законом предусматривалось создание коллегий в Прокуратуре Союза СССР, Главной военной прокуратуре, прокуратурах союзных и автономных республик, краев, областей, городов и автономных областей. Согласно Конституции СССР 1977 года был снижен срок полномочий Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров до пяти лет.

С принятием 30 ноября 1979 года Закона о прокуратуре СССР был издан ряд Указов Президиума Верховного Совета СССР. В том числе 29 мая 1980 г. принято постановление «О структуре Прокуратуры СССР»; 28 октября 1980 г. утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР; 4 августа 1981 г. утверждено Положение о военной прокуратуре, которое отражало специфику деятельности органов военной прокуратуры, основные направления деятельности общего надзора, полномочия Главного военного прокурора и нижестоящих прокуроров, порядок организации и комплектования военных прокуратур, назначение на должность военных прокуроров и следователей военных прокуратур; 16 июня 1987 г. Указом «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР “О Прокуратуре СССР» введены в число актов прокурорского надзора такие средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, как предписание и предостережение.

Один из этих форм прокурорского реагирования – предостережение о недопустимости нарушения закона – не только оправдал свое предназначение, а продолжает оставаться в арсенале средств прокурорского реагирования современной прокуратуры.

Конституция РФ 1993 года не относит прокуратуру к органам законодательной, исполнительной или судебной власти, а наделяет ее обособленным статусом в системе разделения и взаимодействия властей. Между тем в течение 20 лет действия Конституции РФ ученые и правоприменители активно обсуждали причины включения положений о прокуратуре в гл. 7 Конституции РФ, именуемую «Судебная власть». Существующие точки зрения о месте прокуратуры в системе государственных органов можно разделить на три позиции.

Одни исследователи относят прокуратуру к четвертой (отдельной) ветви власти: надзорно-контрольной, и говорят о необходимости закрепления ее статуса в отдельной главе Конституции РФ. Другие авторы предлагают признать прокуратуру органом президентской власти. Есть мнение, что прокуратура России не относится ни к одной из трех ветвей власти в ее классическом понимании.

В итоге, спустя два десятилетия с момента принятия Конституции, 5 февраля 2014 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», и глава 7 Конституции РФ получила новое, соответствующее ее содержанию название – «Судебная власть и прокуратура».

Такая редакция данной главы, с одной стороны, не позволяет поставить знак равенства между судебной властью и прокуратурой, с другой – формально усиливает позицию авторов, воспринимающих прокуратуру как особый государственный орган или отдельную ветвь власти наделенный такими полномочиями:

  • как самостоятельность;
  • функционирование от имени государства;
  • выполнение свойственных только органам прокуратуры задач и функций;
  • наделение властными полномочиями;
  • осуществление конкретноорганизационной деятельности;
  • обладание правовым статусом и действие на определенной территории.

Согласно Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» значительно расширялись полномочия Президента РФ по назначению на должность руководителей прокурорских органов.

После принятия названных выше поправок Генеральный прокурор РФ и его заместители назначались на должность и освобождались от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначались на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ.

Для освобождения прокуроров субъектов РФ согласование не требовалось, а лишь представление Генерального прокурора РФ Президенту РФ. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначались на должность и освобождались от должности Президентом РФ. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначались на должность и освобождались от должности Генеральным прокурором РФ.

Президент РФ В. В. Путин 15 января 2020 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, сказал: «Убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться и, скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой». В этой части данное послание Президента РФ в некоторой степени коснулось и организации деятельности органов прокуратуры.

В соответствии с Указом Президента от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» теперь статья 129 Конституции РФ изложена в следующей редакции:

  1. Прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
  2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
  6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Говоря о соотношении положений Конституции РФ и Закона о прокуратуре РФ следует отметить, что в соответствии с п. «о» статьи 71 Конституции РФ правовое регулирование статуса и деятельности прокуратуры отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

Тем самым нормативные акты субъектов Федерации не могут регламентировать вопросы организации и деятельности прокуратуры России. До внесения поправок в Конституцию РФ пункт «л» статьи 72 относили совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатуры; нотариата и, в том числе, и прокуратуры.

Данная норма была связана с тем, что назначение на должность прокуроров субъекта РФ осуществлялось лишь после согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок и процедура дачи такого согласия определялись конституциями (уставами) субъектов Федерации самостоятельно.

С принятием поправок редакция пункта «л» ст. 72 Конституции РФ претерпела изменение, с исключением из этого пункта органов прокуратуры. Тем самым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратили свое конституционное право на согласование назначения на должность прокурора субъекта РФ.

Помимо Конституции РФ, нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, могут быть классифицированы в зависимости от уровня и юридической силы:

  • международные договоры Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, как уже указывалось выше, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и федеральные законы.

Однако они не исключают, более того предусматривают, возможность регулирования отдельных вопросов организации и деятельности прокуратуры нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и др.

Международные договоры. В части 2 статьи 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено положение о том, что деятельность прокуратуры Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Безусловно, это указывает на то, что международные договоры являются одной из правовых основ организации и деятельности прокуратуры России.

Интересно
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Безусловно, отсюда следует, что по юридической силе такие международные договоры, нормы и принципы международного права выше, чем иные нормативные акты. Однако если при их истолковании они противоречат Конституции РФ, то они не подлежат исполнению в нашей стране.

В числе международно-правовых основ организации и деятельности прокуратуры указывается лишь на международные договоры Российской Федерации, вместе с тем элементом правовой основы являются нормы и принципы международного права, под которыми понимаются императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Правовая основа «сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» государств – членов Содружества Независимых Государств предусмотрена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Например, одним из видов правовой помощи при непосредственном осуществлении международных договоров является выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, особенность которой состоит в ее регулировании специальными международными договорами и отдельными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. № 297 «О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации» прямо указывается на взаимодействие с компетентными органами иностранных государств о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, правовой помощи и правоохранительном содействии, с аргументацией позиции Генеральной прокуратуры РФ при рассмотрении указанных запросов.

В названном приказе также ведется речь и о передаче и принятии лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера, правовой помощи, а также в связи с проведением проверки соблюдения запрета, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Только в 2020 году по запросу Генеральной прокуратуры РФ экстрадированы:

  • из Греции двое граждан для привлечения к уголовной ответственности, а также для отбывания наказания;
  • из Франции – гражданин, признанный виновным в похищении человека;
  • из Киргизской Республики – приговоренная к 15 годам лишения свободы и конфискации имущества за контрабанду наркотических средств.

Также в рамках международного сотрудничества были выданы России лица для уголовного преследования или исполнения приговора из Кипра, Марокко, Испании, Польши и других государств. В то же время Генеральная прокуратура РФ, выполняя обязательства по международному сотрудничеству, давала согласие на экстрадирование лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в Чехию, Белоруссию, Турцию, Азербайджан и другие страны.

Интересно
По информации Главного управления международноправового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В частности, Генеральная прокуратура РФ принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).

В частности, представители Генеральной прокуратуры РФ в составе российских делегаций участвуют в работе сессий и (или) рабочих групп органов и профильных структур в комиссиях ООН по наркотическим средствам, предупреждению преступности и уголовному правосудию; конференциях государств – участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции.

Генеральная прокуратура РФ представлена в Совете Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров) и других международных организациях.

Продолжается успешное международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ на многосторонней основе и в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП). С июля 2021 года в Закон о прокуратуре РФ включен раздел IV.1. (ст. 39.1) «Представительство и защита интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Тем самым Генеральной прокуратуре Российской Федерации предоставляется право защиты интересов Российской Федерации, кроме случаев рассмотрения споров между Российской Федерацией и иностранными государствами (за исключением споров, рассматриваемых Европейским Судом по правам человека) или международными организациями, а также споров, связанных с договорными (контрактными) обязательствами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено отдельными решениями Президента Российской Федерации.

Помимо того, Генеральная прокуратура РФ обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в Суде Евразийского экономического союза, Экономическом суде Содружества Независимых Государств и в соответствии со ст. 39.2 Закона о прокуратуре РФ защищает интересы Российской Федерации при рассмотрении Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также представляет интересы Российской Федерации при рассмотрении Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных в соответствии с пунктом 3 данной статьи Российской Федерацией в связи с нарушением другими государствами положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Закон о прокуратуре РФ был принят 17 января 1992 г. В дальнейшем в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Очередные изменения были внесены Федеральным законом от 01.07.2021 г. № 265-ФЗ2.

В Законе о прокуратуре РФ содержатся основные положения статуса прокуратуры в целом и различных составляющих ее звеньев, определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющей надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющей иные функции.

В Законе о прокуратуре РФ обозначены основные принципы организации и деятельности прокуратуры, функции прокуратуры, система и структура органов прокуратуры, полномочия прокуроров различных уровней по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли и иные функции) прокурорского надзора, регулируются общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами.

Значительное место в Законе уделено вопросам прохождения службы в органах прокуратуры и требованиям, предъявляемым к кадрам органов и организаций прокуратуры. Закреплены ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры, а также основания для прекращения службы в органах и организациях прокуратуры.

Отдельным блоком в Законе о прокуратуре РФ рассматриваются вопросы материального, социального обеспечения и меры правовой защиты прокурорских работников. Закон о прокуратуре РФ является базовым документом, определяющим организацию и обеспечение деятельности органов военной прокуратуры.

Федеральные законы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. Помимо Закона о прокуратуре РФ деятельность органов прокуратуры регламентируется также и иными федеральными законами.

В частности, процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируется соответственно Уголовнопроцессуальным кодексом РФ (УПК РФ), Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Надзорные полномочия прокурора в соответствующих сферах правоотношений регламентируются Таможенным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами.

Касающиеся прокурорского надзора нормы содержатся и в федеральных законах, определяющих организацию и деятельность правоохранительных органов. К их числу относятся: Федеральные законы от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности», от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие. В названных и иных законах воспроизводится требование Закона о прокуратуре РФ относительно осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов.

Задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров определяет и Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Данная сфера прокурорского надзора является одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, содержащихся на гауптвахтах и в дисциплинарных воинских частях, а также отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества1.

Компетенция прокуроров закреплена также в Федеральных законах от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и др.

Нормативные акты Президента Российской Федерации, регламентирующие деятельность прокуратуры. С момента принятия Конституции РФ и до принятия соответствующих законов правовое регулирование в стране зачастую осуществлялось с помощью указов Президента РФ. Соответственно прокуроры также руководствовались указами Президента РФ, создающими правовой механизм реализации конкретных норм законов.

Например, полномочия прокуроров и основные направления и формы координации ими деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью регламентируются Указом Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 (ред. от 31.12.2019 г.) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»).

К таким нормативным актам также можно отнести Указы Президента РФ от 21.11.2012 г. № 1563 (ред. от 07.12.2020 г.) «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 13293, «О дополнительных гарантиях и компенсациях работникам органов прокуратуры РФ, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей» от 30.10.2009 г. № 1225 (с изменениями и дополнениями) и др.

Акты Генерального прокурора Российской Федерации. Для упорядочения и совершенствования организации и деятельности прокурорских органов важное значение имеют нормативные акты Генерального прокурора РФ.

В соответствии со статьей 17 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Акты Генерального прокурора Российской Федерации относятся к категории ведомственных подзаконных нормативных актов и основываются на положениях Конституции РФ, Закона о прокуратуре РФ, других федеральных законах, положениях международных договоров Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, Генеральной прокуратурой РФ издан приказ от 3 апреля 2018 г. № 189 «О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

К числу нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ относятся: приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы российской прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Приказы Генеральной прокуратуры РФ, утвержденные Генеральным прокурором РФ, издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В качестве таковых могут выступать:

  • общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры;
  • вопросы организации деятельности по надзору за исполнением законов и т. д.

В этой связи Генеральным прокурором Российской Федерации изданы следующие приказы, указания: от 26.08. 2019 г. № 596 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе:

  • в сети «Интернет»;
  • от 17.03.2010 г. №114 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»;
  • от 10.10.2019 г. № 715 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением»;
  • от 01.02.2016 г. № 67/36 (ред. от 20.05.2019 г.) «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законов при назначении и производстве судебнопсихиатрической экспертизы»;
  • от 27.11.2007 г. № 189 (ред. от 19.08.2021 г.)
    «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»;
  • от 30.06.2021 г. № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» и др.

Указания Генерального прокурора РФ регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. Как правило, они посвящаются вопросам организации надзора за исполнением отдельных законов (например, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др.) Нередко указания издаются на основе обобщения материалов прокурорской и судебно-следственной практики, результатов конкретных проверок.

Некоторые указания Генерального прокурора Российской Федерации по силе своей обязательности (по кругу субъектов) выходят за пределы прокурорской системы. Например, указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим дополнительного законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами предварительного расследования независимо от их ведомственной принадлежности. Здесь имеются в виду указания не по конкретным делам, а указания более общего и принципиального характера.

В качестве примера можно привести указание Генпрокуратуры России № 387/49, МВД России № 1/7985, СК России № 1/218, ФСБ России № 23, ФТС России № 266-р от 23.07.2020 г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности» или указание Генпрокуратуры России от 21.09.2018 г. № 602/27 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности».

Интересно
Вместе с тем следует отметить, что указания Генеральной прокуратуры РФ направлены не только на повышение эффективности и координации практической деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений, но на совершенствование деятельности прокуратуры, повышение гарантий обеспечения законности, соблюдения прав и свобод граждан.

В качестве примера можно привести Указание от 06.03.2020 г. № 137/9 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» или от 14.11.2008 г. № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики».

Распоряжения Генерального прокурора РФ связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. В качестве примера можно привести следующие действующие распоряжения.

В частности, совместные распоряжения Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16.12.2008 г. «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» или распоряжение Генпрокуратуры России от 19.12.2013 г. № 544/45р «О порядке предоставления органами прокуратуры отчетов о результатах рассмотрения обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, и принятых по ним мерах»; распоряжение Генпрокуратуры России от 16.05.2016 г. № 288/7р «Об организации надзора за исполнением законов межрегиональными территориальными органами федеральных государственных органов» и др.

Положения как нормативные акты, утверждаемые Генеральным прокурором РФ, регламентируют статус отдельных структурных подразделений прокуратуры. Например, структурных подразделений центрального аппарата Генпрокуратуры РФ или наиболее крупных специализированных прокуратур, а также Положение о порядке реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Также в качестве примера можно привести «Положение о правовом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России 26.08.2019 г.) (ред. от 09.08.2021 г.); «Положение о Главном управлении по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России 01.03.2012 г.) и др. Как правило, такие документы в печати не публикуются, поскольку они подлежат внутреннему служебному использованию.

Инструкции, утверждаемые Генеральным прокурором РФ определяют процедуру осуществления отдельных видов деятельности. В частности, организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов, деятельности территориальных и специализированных прокуратур, порядок проведения прокурорских проверок и, помимо этого, через соответствующие инструкции регулируются многие другие вопросы прокурорской деятельности.

Характерным примером тому является:

  • «Инструкция о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников, органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (утв. приказом Генпрокуратуры России от 28.04.2016 г. № 255).
  • «Инструкция о порядке прекращения (продления) службы прокурорских работников, достигших предельного возраста нахождения на службе» (утв. приказом Генпрокуратуры России от 12.10.2015 г. № 559).
  • «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (утв. приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45 (ред. от 28.09.2021 г.) и др. Акты органов судебной власти как источник прокурорского права.

Правовые акты органов судебной власти, вынесенные от имени Российской Федерации в установленной законом форме по результатам рассмотрения в конституционном, гражданском, административном или уголовном судопроизводстве, являются правовыми актами, содержащими государственно-властное предписание и исключающими правовую неопределенность.

Интересно
Следует отметить, что суды всех уровней не только регулируют определенные правоотношения в возникшем правовом конфликте, в пределах их интерпретационной деятельности, что в особенности характерно для Конституционного Суда РФ, судебных коллегий и Пленума Верховного Суда РФ, но и воздействуют на широкий круг правоприменителей и общественные отношения в целях единообразного понимания и применения законодательства.

Например, Конституционный Суд РФ разрешая противоречия между нормативными актами, во многих случаях создает нормы права, то есть занимается правотворчеством. Данный тезис в полной мере можно отнести и к деятельности Верховного Суда РФ.

Примером тому является определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2020 г. № 10-УДп20-1, в котором указывается, что «неправильное применение уголовного закона при квалификации действий виновного, и назначение ему, в связи с этим обстоятельством более мягкого наказания, является нарушением уголовного закона, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия». Безусловно, выводы такого определения являются обязательными для судов общей юрисдикции всех уровней.

Существенную роль в преодолении пробелов в правовом регулировании, противоречий и коллизий, существующих в действующем законодательстве, играют разъяснения Пленума ВС РФ, выступающие важнейшим средством обеспечения единства судебной практики.

В качестве примера можно привести Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (ред. от 23.04.2019 г.); от 27.12.2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» (ред. от 16.05.2017 г.) и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)