Правосознание

Правосознание можно рассматривать как результат действия всей системы права. И в этом аспекте правосознание – важнейший объект для изучения социологией права.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания. Это система правовых: 1) взглядов; 2) теорий; 3) идей; 4) представлений; 5) знаний; 6) пониманий; 7) убеждений; 8) оценок; 9) настроений; 10) чувств. В них выражается отношение индивидов, социальных групп, общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание – это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Термин «правосознание» рассматривается как сфера общественного или индивидуального сознания, отражающая понимание, объяснение, отношение и эмоциональные реакции человека, социальной группы или общества по поводу общих и особенных явлений правовой действительности и правовой мифологии, на основе которых выстраиваются цели, типы, формы, способы, результаты правовой действительности и активности человека в ней.

Философский анализ феномена правосознания восходит к Платону, который впервые высказал идею подавления естественного правосознания посредством правового воспитания с целью формирования позитивного права как единственно верной формы правового регулирования. Согласно Платону, контроль за выполнением этой функции возлагался на государство. С оппонирующей идеей платоновским правовым концепциям выступил М. Т. Цицерон, создавший оригинальную модель, сущность которой заключается в разработке идеи естественного права и его роли в формировании правосознания.

Протоправосознание регулировало поведение человека на ранних стадиях его развития, считает Ю. В. Шумова. Протоправосознание в своем генезисе проходит три стадии развития: иррационального восприятия деятельности, первичной социализации и стадию регулятивных функций обычаев и традиций (инверсионную стадию). Различение природы естественного и позитивного права осуществляется в связи с вопросом об их генетических истоках и в рамках оппозиции «естественное – искусственное». В религиозно-философской трактовке генезиса правосознания имеется две рациональных мысли: во-первых, нравственные принципы образуют существенный момент правосознания в форме естественного права и, во-вторых, естественное право является критерием объективности позитивного права.

Индивидуальное правосознание как феномен включает в себя не только естественно-правовое ядро, но и искусственно-правовую надстройку, формирующуюся в течение жизни в сознании человека. Искусственно-правовая надстройка – это те структурные элементы правосознания, которыми человек обладает только в результате включения его в социально-правовое бытие. Соответствие естественно-правового ядра и искусственно-правовой надстройки характеризуется в качестве правосознания, под которым понимается признание и добровольное соблюдение правовых предписаний. При невыполнении этого условия правосознание становится деформированным. Объективное понимание целей и задач реализации правовых норм и признание права как объективной ценности является существенным условием начала формирования позитивного правосознания индивида.

Чтобы понимать правосознание, необходимо учитывать все имеющиеся научные школы на уровне основных концепций: императивная, демократическая, либеральная, социалистическая и т. д.

Правосознание отражает явления общественной жизни через юридические концепции, доктрины, понятия и категории. Оно зависит от качества регулирования жизни общества правовыми средствами.

Специфику правосознания определяют через анализ его структурных элементов, которые традиционно делят на психолого-правовые и идеолого-правовые.

Для анализа правосознания большое значение имеет рассмотрение соотношения рационального и иррационального. У Гегеля рациональное (разумное) и иррациональное (рассудочное) вступают в соотношение друг с другом на границе рассудочного определения. Ясперс замечает, что разумное немыслимо без другого неразумного, оно никогда не появляется в действительности без него.

Правовая психология и идеология неразрывно взаимосвязаны. Правовая психология и правовая идеология вместе в полной мере обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои основные функции: 1) познавательную; 2) оценочную; 3) смыслообразующую; и 4) регулятивную.

В правосознание входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, правда, добро, естественные и неотъемлемые права личности. В него также входят отношение к поведению людей и их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности.

Эпохи развития человечества характеризуются противоречивыми правовыми взглядами:

  • оправдание рабовладения – его запрет;
  • сословное деление населения – переход к равенству;
  • безработица – полная занятость;
  • бедность – благополучие всего населения;
  • насилие – мир;
  • тоталитаризм, авторитаризм – народовластие и свобода личности и т. д.

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания – с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями. Оно отражает национальные, религиозные, бытовые и другие особенности существования людей.

Правосознание – это осознание субъектом необходимости поддерживать правовые нормы для блага человеческого общества, считает М. Лидак.

Правосознание имеет важное значение в механизме формирования правовой позиции и роли граждан. Под правовой позицией лица понимаются положения и выводы, отражающие представление лица по определенному социально-правовому вопросу, лежащему в поле его компетенции, к которому лицо приходит самостоятельно в процессе своей аргументации.

В теоцентристской социокультурной парадигме Е. П. Смородина выделяет три вида права:

  1. вечное (божественное);
  2. естественное;
  3.  позитивное.

Основополагающие идеи теоцентристского правосознания

сохраняют в качестве абсолютных принципы иерархического целесообразного порядка бытия, включающего, в отличие от Античности, идею высшего Бога – Блага, создателя и причины всех вещей. Единый Бог выступает моральным обоснованием права. Приоритетными считаются обязанности, а не права человека.

Антропоцентристская парадигма правосознания в качестве основной включает идею свободы, рассматриваемую как контракт, соглашение (отношение взаимной добровольности). Отношение права определяет обращение с контрагентами как со свободными индивидами, осознающими себя владельцами своих жизненных программ и целей. Идея свободы связана с признанием формального равенства и универсальности прав человека и гражданина.

Правосознание отражает общие тенденции развития в современном социокультурном пространстве. На глобальном уровне развития формируются универсальные ценности. В правосознании: сформированы социально-распределительные аспекты в понимании справедливости (Дж. Ролз); акцентируется внимание на значимости толерантности и границ ее применимости (М. Уолцер); используется расширенная трактовка прав; изменяется понятие «частное право» (постмодернистский дискурс); вводится термин «мягкое право» (Ю. Хабермас).

Идеи права как часть правосознания образуются в процессе накопления социального и индивидуального опыта человечества и изменяют свое содержание в зависимости от господствующей мировоззренческой доминанты социокультурной парадигмы и конкретного типа общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)