ППФП студентов-экономистов

Изучение профессиограмм и психограмм, результатов обобщения использования методов опроса (1988-1995 гг.) студентов и специалистов сферы экономики, предпринимательства, менеджмента позволило представить некоторые стороны модельных характеристик как специалистов в условиях их профессиональной деятельности, так и студентов в условиях обучения.

Специалисты обладают широким спектром знаний, умений, практических навыков трудовой деятельности, интел-лектуальными качествами широкого диапазона, высоким уровнем культуры и достаточно мотивированной потребностью к определеным видам двигательной активности.

Профессиональная деятельность проходит в условиях недостаточно проветриваемых помещений, сидя, при недостаточном освещении, резких переходов от получения зрительными анализаторами информации с экрана компьютера до составления отчетов, сбора материалов, их группировки, сведения в таблицы, анализа данных для ответственных выводов и заключений.

Непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контактеров. Часто возникающие экстремальные ситуации требуют принимать решения при строго ограниченных временных возможностях, а также быстро реабилитироваться после нервно-эмоциональных состояний.

По энергозатратам их деятельность характеризуется как категория легкого физического труда. Перманентная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперед, дыхание — поверхностное, мышцы шеи, плечевого пояса, спины напряжены.

Возбуждения на протяжении многих часов приводят к дезорганизации тормозно-возбудительных процессов, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на нейро-гуморальной регуляции многих органов физиологических систем целостного организма.

Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов и ЛОР-органов. Нижние конечности, находясь в согнутом положении в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются длительный промежуток времени даже естественным физическим нагрузкам.

Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.

Перечисленное выше нацеливает нас на следующие выводы.

♦ ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятии, занятии на открытом воздухе.

♦ В процессе учебы (и профессиональной деятельности в дальнейшем) необходимо использовать так называемую «производственную гимнастику».

Такие виды занятий, как туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, плавание, спортивные игры и ряд других, зависящих от климатических условий и возможностей
вуза, следует считать профессионально важными.

В содержание учебного процесса по физическому воспитанию целесообразно включать обязательным компонентом гимнастику (упражнения со скакалкой, на гимнастической стенке, кувырки и др.), спортивные игры или их средства, легкую атлетику (спринт, прыжки, бег на середине дистанции и т.п.), различные виды подвижных игр, эстафет с резкими переходами, передачами мячей, остановками, поворотами и т.п.

В качестве примера приведем один из схематических вариантов учебного процесса физического воспитания по трех- и четырехгодичному циклу обучения с применением так называемой
поточно-круговой системой (ПКС): на 1— 2-х курсах (возможно, семестре) студенты практически, с соответствующими требованиями к содержанию и зачету, осваивают средства
различной направленности: скорост-но-силовой (атлетическая, ритмическая, тренажерная гимнастика и др.), игровой (спортивные и подвижные игры), легкоатлетической и оздоровительно-спортивной (кроссы, спортивные игры на открытом воздухе, плавание, туризм, спортивное ориентирование).

На 3-4-х курсах студенты специализируются, выбрав одно из перечисленных выше
направлений, будут использовать его средства, системы физических упражнений, виды спорта и после окончания учебного заведения.

Ранее упоминалось об особенностях обучения в вузе, регламентированных своеобразной занятостью студентов, кажущейся им «свободой», особенно в первом семестре —
периоде адаптации, отсутствием школьных ежедневных требований и отметок, возможностью выбора времени для самостоятельных занятий.

Однако длительность недельного бюджета времени студентов колеблется от 50 до 65 часов в зависимости от специфики процесса обучения будущей профессии.

В это количество входит и самостоятельная форма занятий, усредненное время которых — 2,5-4 часа ежедневно. Представляет интерес и то, что первокурсники затрачивают на учебную работу в среднем 11 часов, второкурсники — 8,9, студенты третьего курса — 8,5 часа, что наиболее объективно связано с процессом адаптации.

Зачетно-экзаменационный период — еще одна серьезная особенность обучения в вузе, также связанная с адаптацией организма не только к новому режиму деятельности, но и к повышенным умственным и психоэмоциональным нагрузкам. В периоды зачетной сессии умственные нагрузки используются на 30-50% больше, чем обычно, а в экзаменационный — возрастают почти в два раза.

Указанное выше позволяет отнести студентов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых — «умственный и преимущественно умственный труд,
малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций».

Естественно, что такая занятость, такой вид деятельности требуют соответствующих компенсационных мер, четко направленных реабилитационных физкультурно-оздоровительных
действий как в период обучения, так и в период наиболее интенсивного труда и психоэмоционального напряжения — экзаменов.

Рекомендуемые ниже комплексы упражнений в виде специальной гимнастики, физкультпауз, физкультминуток общего и локального характера дадут возможность быть высоко работоспособным в течение учебного семестра и быстрее адаптироваться к условиям и особенностям зачетно- экзаменационного периода.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)