Порядок сношений по вопросам взаимной правовой помощи

Порядок взаимодействия компетентных органов запрашиваемой и запрашивающей сторон по вопросам оказания взаимной правовой помощи определяется зафиксированным в договоре механизмом реализации обязательств сторон.

Он включает в себя:

  • каналы передачи международных следственных поручений;
  • органы, ответственные за принятие решений по ходатайствам об оказании правовой помощи и непосредственное их исполнение.

Соответствующий механизм именуется в международных договорах порядком сношений.

В отношении ходатайств об оказании правовой помощи по уголовным делам к функциям центрального органа, которым для органов прокуратуры Российской Федерации является Генеральная прокуратура РФ, относятся:

  • проверка соблюдения требований договора по содержанию и форме поручения;
  • передача поручения центральным органам запрашиваемого государства;
  • контроль исполнения следственных поручений в запрашиваемом государстве;
  • содействие в представлении, в случае необходимости, дополнительной информации;
  • согласование условий предоставления помощи  и передача исполненного поручения компетентному органу, инициировавшему ходатайство о правовой помощи.

Генеральная прокуратура РФ обеспечивает соблюдение качества исполнения и подготовки следственных поручений органами прокуратуры, а также иными российскими компетентными органами, направляющими свои поручения через Генеральную прокуратуру РФ или исполняющими зарубежные ходатайства по ее поручению.

В ряде случаев Генеральная прокуратура РФ непосредственно отвечает за решение вопросов, возникающих в процессе взаимной правовой помощи по уголовным делам. Как правило, это относится к решению проблем, связанных с применением мер принуждения: о транзите лиц, содержащихся под стражей, через территорию запрашиваемого государства, а также об условиях временной передачи лиц, содержащихся под стражей.

Кроме того, Генеральная прокуратура РФ обычно отвечает за осуществление непосредственной связи с компетентными органами других государств, прежде всего, для обмена информацией об особенностях национального законодательства, относящегося к сфере взаимной правовой помощи.

УПК РФ (ч. 3 ст. 453) предусмотрено, что запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

  • Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
  • Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с работой других судов;
  • МВД, ФСБ, ФСНП России – в отношении следственных действий, не требующих решения судьи или согласия прокурора;
  • Генеральную прокуратуру Российской Федерации – во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия.

В то же время по действующим двусторонним договорам Россией в качестве центрального органа по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам назначены для оказания правовой помощи Азербайджану, Вьетнаму, Китаю, КНДР, Кыргызстану, Молдове – Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ; Монголии – также Верховный Суд РФ; а США и Канаде – Генеральная прокуратура РФ.

В свою очередь, указанные государства в качестве собственных центральных органов определили Министерство юстиции (Канада и США), Прокуратуру и Министерство юстиции (Азербайджан, Вьетнам, Иран, КНР, КНДР, Куба, Кыргызстан, Молдова). В отношениях с Алжиром, Ираком, Йеменом и Тунисом используются дипломатические каналы передачи следственных поручений.

Статьей 15 Европейской конвенции 1959 года в качестве центрального органа определено Министерство юстиции. Данной практики придерживается большинство стран – участниц Конвенции (вместе с тем ряд стран, в соответствии со спецификой национального законодательства, рассматривает в качестве центральных иные компетентные национальные ведомства).

В соответствии с названной статьей ходатайства, касающиеся: получения показаний свидетелей и экспертов; передачи вещественных доказательств, материалов или документов; присутствия представителей запрашивающего государства при исполнении поручений; проведения обыска или наложения ареста на имущество; временной передачи лиц, содержащихся под стражей, – направляются исключительно по каналам центральных органов. Ответы на них возвращаются по тем же каналам.

В иных случаях разрешается передача ходатайств непосредственно друг другу заинтересованными компетентными органами стран,  в том числе через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол).

Для России, с учетом оговорок и заявлений, содержащихся в Федеральном законе “О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней” от 25 октября 1999 г., компетентными органами для сношения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам являются:

  • Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
  • Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с работой других судов;
  • МВД, ФСБ, ФСНП России – в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции данных ведомств;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации – во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия.

К компетенции Генеральной прокуратуры РФ и Верховного Суда РФ относится также решение вопроса о применении при исполнении поручения по просьбе запрашивающей Стороны процессуального законодательства последней, если это не  противоречит законодательству Российской Федерации.

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены в судебные органы Российской Федерации, в качестве которых, в соответствии с оговоркой к ст. 24 Конвенции, рассматриваются суды и органы прокуратуры.

Согласно Федеральному закону «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 г. Генеральная прокуратура РФ является центральным органом по уголовно-правовым вопросам; Министерство юстиции РФ – по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел. Вручение судебных документов осуществляется через Министерство юстиции Российской Федерации.

Интересно
Соглашением между Генеральными прокурорами государств – участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 г.) «О порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам» от 29 июня 2000 г., а также приказом Генерального прокурора РФ от 28 августа 2001 г. № 51 об объявлении вышеназванного Соглашения и письмом Генерального прокурора РФ от 11 сентября 2001 г. №20, являющимся приложением к приказу, определяется, что требующее санкции прокурора или суда следственное поручение о выполнении следственных действий в порядке взаимной правовой помощи по уголовному делу направляется прокурору, осуществляющему надзор по данному делу. Материалы исполненного поручения представляются осуществляющему надзор прокурору, который в свою очередь направляет их прокурору, давшему поручение (ст. 6 Соглашения). 

В соответствии с Минской конвенцией 1993 года учреждения юстиции стран – участниц (под которыми понимаются суды, прокуратура и иные учреждения, к компетенции которых относятся уголовные дела)  сносятся между собой по вопросам правовой помощи через свои центральные, территориальные и другие органы, а по ходатайствам, связанным с выполнением действий, требующих санкции прокурора (суда), – в порядке, определяемом генеральными прокуратурами данных государств.

УПК РФ установлены центральные органы по вопросам взаимной правовой помощи; перечень же территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений в России, ничем не определен. В связи с этим действует обычный порядок исполнения ходатайств по уголовным делам на стадии предварительного следствия – через соответствующие центральные органы; а для органов прокуратуры – порядок, установленный указанным Соглашением.

Отсутствие единой политики и договорной практики по назначению центральных органов, отвечающих за взаимную правовую помощь по уголовным делам, объективно препятствует не только обеспечению четкого и действенного  международного сотрудничества в осуществлении уголовного правосудия, но и своевременной эффективной защите прав лиц, охраняемые законом интересы которых затрагиваются в ходе расследования уголовных дел.

Очевидно, что в настоящее время порядок сношений в сфере взаимной правовой помощи нуждается в четком разъяснении в совместном  приказе  руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, ФСБ и ФСНП России, которым должны быть предусмотрены внутренние процедуры по контролю за сроками и качеством исполнения запросов и соответствием зарубежных просьб  и полученных по ним материалов российским интересам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)