Порядок как категория социологии права

Порядок – организация какой-либо сферы действительности. Математический порядок – группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями. Политический порядок – установление жизненных отношений в зависимости от характера народа. Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»). Пример порядка – естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (в целесообразном единстве многообразия). Категории бытия, «слои» бытия и законы природы постигаются как принципы порядка. Согласно О. Конту, социология является наукой о порядке и прогрессе общества.

Правопорядок – основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления целей, идей и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников; определенное состояние регулируемых правом общественных отношений. Правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, исполнения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями. Противоположной категории правопорядка является категория «хаос». Хаос  – категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку). В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. В российском обществе разрабатывается концепция социального хаоса, которая позволит выработать определенные критерии эмпирической идентификации, дающей достоверную социологическую информацию для описания и объяснения этого явления, считает В. Д. Байрамов.

Социальный хаос – это состояние дискоординации общества и государства, государства и личности. Выход на понимание социального хаоса связан с апологией концепции социального равновесия общества. Социальный хаос понимается как последствие непризнания нерегулируемости социальной конфликтности в отношениях, когда рассогласованные интересы различных социальных групп не регулируются тем или иным социальным способом, а подменяются принуждением к выполнению предназначенных социальных функций, что приводит не только к когнитивному, но и к социально-ориентационному диссонансу. Устранение социальной диспропорциональности, введение разумного демократического планирования в обществе могут минимизировать или нейтрализовать социальный хаос. Исследования П. Бурдье, Э. Гидденса, Н. Смелзера, У. Бека, И. Валлерстайна выявляют понимание социального хаоса, который может рассматриваться как возможность изменения социального пространства посредством искусственного стимулирования кризиса и продуцирования сбоев в конвертации различных социальных ресурсов.

О. И. Шкаратан, Л. Д. Гудков, А. Г. Здравомыслов рассматривают социальный хаос в российском обществе как следствие возникновения социально нецивилизованного рынка, влияния чрезмерной бюрократизации государства и неподготовленности к демографическим и рыночным институтам большинства населения России. Авторы интерпретируют социальный хаос в контексте отсутствия среднего класса, выступающего социально-референтной группой в поддержании и наведении социального порядка.

Социальный хаос в системе социологического знания характеризует состояние распада и полураспада общества, связанное с дезинтеграцией социальных отношений и «выпадением» определенных социальных групп из системы социального взаимодействия. Беспорядок в развитии общества означает доминирование отклонений от планируемых изменений. Кризис может определяться отсутствием координирующего центра общественной жизни и содержит противоречивые тенденции деградации общественного потенциала и накопления ресурсов стабилизации. Социальный хаос может носить как системный характер, ввергая общество в состояние социальной катастрофы, так и локальный, продуцируя эффекты стагнации и амбивалентности. Социальный хаос можно выразить через систему эмпирических показателей, выявляющих позиции конкретных социальных групп и слоев к иерархии социально значимых ценностей и целей, к возможности реализации целей, к собственной субъективной самооценке, а также в степени доверия к социальным и государственным институтам по критерию идентификации.

Структурными аспектами социального хаоса в российском обществе выступают социальные диспропорции. Они основаны на формировании групп, обладающих монополией на основные социальные ресурсы (властно-политические, управленческие, правовые, культурно-информационные), и групп, занимающих по отношению к ним субдоминантное положение. Это приводит к ограниченности возможности адаптации, возрастанию неудовлетворенности своим положением, уклонению от взаимных социальных обязательств путем воспроизводства неопределенности социального статуса и диффузности по отношению к государству и обществу.

Маргинализация традиционных социальных групп, которые могли стать опорной базой социальной модернизации, приводит к экспансии социального хаоса. Он связан со страхом спуска на социальное дно и включением механизмов ухода от легитимных каналов воспроизводства социальных отношений и социального статуса, воспринимаемых как фактор сужения социальной ресурсообеспеченности. Социальный хаос проявляется через социальную неуверенность, отказ от планирования будущего. Это усиливает страхи и тревоги общества.

Социальный хаос в социологическом дискурсе понимается как социальная патология, отклонение от социального прогресса, нарушение равновесия социальной системы.

Социальная парадигма, содержащая вектор социального порядка, оценивает социальный хаос как периферию социальной жизни, как результат деятельности социально маргинализующихся слоев, как издержки отрицательных социальных изменений.

Новая наука о хаосе – нелинейной динамике (Стивен Манн «Теория хаоса и стратегическая мысль») определяется четкими ключевыми принципами:

  • теория хаоса прилагается к динамическим системам – системам с очень большим количеством подвижных компонентов;
  • внутри этих систем существует непериодический порядок, по внешнему виду беспорядочная совокупность данных может поддаваться упорядочиванию в разовые модели;
  • подобные «хаотические» системы показывают тонкую зависимость от начальных условий; небольшие изменения каких-либо условий на входе приведут к дивергентным диспропорциям на выходе.
  • тот факт, что существует порядок, подразумевает, что модели могут быть рассчитаны как минимум для более слабых хаотических систем.

Теория хаоса описывает статистические тенденции очень многих взаимодействующих объектов. Любая социальная программа – это пример войны с хаосом.

Правопорядок (стабильность) – состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан (какое количество вошло в средний класс – это результат действия права), а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Основными признаками правопорядка являются:

  • его регламентация правовыми нормами;
  • реальное воплощение содержания данных норм в жизни;
  • гарантированность государством;
  • соблюдение порядка гражданами;
  • правосознание граждан. К главным принципам правопорядка относятся:
  • законность;
  • конституционность;
  • целостность;
  • структурность;
  • иерархичность;
  • нормативность;
  • справедливость;
  • свобода;
  • подконтрольность;
  • простота;
  • удовлетворение интересов граждан.

Структуру правопорядка составляют:

  • правовая организация общества (государственные и муниципальные органы, а также негосударственные образования и граждане);
  • правоотношения и связи в обществе;
  • правовая система.

Правопорядок может быть классифицирован в пространстве: в мире, регионе мира, государстве, регионе государства, муниципалитете, поселении, организации, семье и т. д., а также по отраслям права, по социальным слоям.

Выделяют следующие признаки правопорядка:

  • определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях;
  • системность. Правопорядок – это система отношений, основанная на праве, видах собственности, системе всех общественных отношений и обеспечиваемая силой (жесткой или мягкой) государственной и муниципальной власти, а также народовластия;
  • организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов, муниципалитетов, организаций, семьи;
  • государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется и защищается им от нарушений;
  • устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок может быть равного уровня;
  • единство. Основанный на единых этических, экономических, социальных, политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством народной и государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие гарантируются государством.

Нарушения правопорядка считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Должностные лица, поддерживая правопорядок, постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией.

Термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей.

В тех странах, где полицейские полномочия осуществляются представителями военных властей в форменной или гражданской одежде или силами государственной безопасности, определение понятия «должностные лица по поддержанию правопорядка» охватывает сотрудников таких служб.

Служба обществу включает в себя, в частности, оказание услуг и помощи тем членам общины, которые по личным, экономическим, социальным или другим причинам чрезвычайного характера нуждаются в немедленной помощи.

Это положение не только охватывает все насильственные, грабительские или вредные акты, но и распространяется на все виды запрещений, установленных в соответствии с уголовными законами. Оно распространяется также на поведение лиц, неспособных нести уголовную ответственность.

Указанные права человека устанавливаются и защищаются национальным и международным правом. К соответствующим международным документам относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Венская конвенция о консульских сношениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)