Понятие педагогической имиджелогии основные функции имиджа педагога

«Имидж» (от фр. «image») – «образ». Позитивно созданный имидж является одним из важных факторов успешной деятельности педагога. К педагогу во все времена предъявлялись высокие требования. Педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Под «образом» понимают:

  • визуальный, зрительный образ (вид, облик);
  • образ мышления, действий, поступков. Составляющие имиджа педагога:
  • внешний облик;
  • использование вербальных и невербальных средств общения;
  • внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
  • стилевые особенности педагогической деятельности;
  • профессиональная направленность.

Внешний облик. Старинная пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами.

Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остается. Специалисты в области моды советуют носить то, что действительно украшает, то, в чем вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой.

В одежде педагога не допускаются:

  • слишком откровенные (декольтированные и обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки, брюки;
  • мини и макси;
  • открытый живот;
  • слишком узкие или широкие брюки.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов). Внешний вид учителя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми.

Педагог, взаимодействуя с учениками, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению: быть приветливым, быстро запоминать имена учеников, показывать значимость каждого в классном коллективе.

Речь педагога должна быть:

  • грамотной;
  • правильной;
  • без употребления слов-паразитов;
  • эмоционально насыщенной.

Внутренний образ – это, прежде всего культура учителя, личное обаяние, человеческая привлекательность, эмоциональность, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и многие другие составляющие. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Неизменными остаются качества «идеального учителя»:

  • любовь к детям;
  • доброжелательность;
  • искренность;
  • умение общаться. Функции имиджа учителя:
  • профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
  • социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
  • духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
  • визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)