Инструменты создания ресурсов Web 2.0 социальные коммуникационные сервисы

В последние несколько десятилетий интенсивно происходит информатизация образования. Из этого факта естественным образом вытекает осознание необходимости делать обучение компьютерно-опосредованным. По указанной причине, все больше внимания привлекает проблема использования в учебном процессе «социальных сервисов» или «сервисов Web 2.0».

Web 2.0 необходимо воспринимать как второе поколение интернет-сервисов, которые базируются на совместной работе пользователей по наполнению контента и его обмену. В этом смысле Web 2.0 – это новый Интернет, который делают все его пользователи, а не отдельно взятая группа «компьютерных гениев». Это – практически сетевой проект, для реализации которого учителя не ограничены в возможностях.

Имеющиеся информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в любых сферах обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей обучающихся.

Становится очевидно, что в современную систему образования необходимо внедрять информационные технологииЮ так как практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес учеников к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, возрастает мотивация получения новых полезных знаний.

Cредства и сервисы Web 2.0 связаны с организацией информационно-поисковой, аналитической и продуктивной деятельности на основе работы с информацией и коллективного взаимодействия обучающихся в сети.

Термин «Web 2.0» в своей публикации 2005-ого года «What іs Web 2.0» в научные круги ввел Тим О’Рейлли – известный американский издатель и сторонник движений за свободное программное обеспечение. В ней он связывал появление большого количества сайтов, связанных общими принципами, с общей тенденцией развития Интернет- сообщества, и назвал это явление «Web 2.0».

Том О’Рейлли дает такое определение: «Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Важной чертой Web 2.0 является принцип многоразового использования контента и привлечения пользователей к наполнению».

Другими словами, Web 2.0 – это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не просто получателями информации, но еѐ создателями и соавторами. Слово «социальный» является в данном определении ключевым и отличающим.

Ресурсы Web 2.0 создаются пользователями для пользователей. На сегодняшний день мы полноправно можем говорить о массовом распространении ресурсов Web 2.0 в сети Интернет, что открывает поистине необъятные перспективы для самых различных взаимодействий между участниками образовательного процесса, для создания контента самостоятельно, а также для любого использования электронных ресурсов.

Стоит отметить один из самых важных плюсов ресурсов Web 2.0 – они не зависят от какой-либо конкретной платформы устройств. Данные ресурсы могут использоваться в любой операционной системе за счет их онлайн существования.

Социальные сервисы сети Интернет. 1. Отличительными чертами сетевых сообществ являются следующие: Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет. Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.

Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты. Сетевые сообщества преподавателей/учителей или объединения преподавателей/учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет тем, кто живет в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей/преподавателей для профессиональной деятельности в сети. Здесь можно найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.).

Интересно
Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (Long- life Learning).

2. Когда компьютерная сеть Интернет связывает людей или организации сетевых сообществ, то можно говорить о социальной сети. Социальная сеть состоит из множества людей, связанных между собой различными социальными отношениями, такими как дружба, совместная работа или информационный обмен. Поэтому, сетевые сообщества можно назвать сетевые социальные сообщества.

Сервисы, поддерживающие социальные отношения или групповые взаимодействия называются социальными сервисами. Другими словами, социальные сервисы – это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Эти групповые действия включают:

  • персональные действия участников записи мыслей (блог или ВикиВики), заметки и аннотирование чужих текстов (блог, Делишес), размещение медийных файлов (Фликр, Панорамио, ВикиВики, Ютьюб), компиляция на одной странице «сборной солянки» (Ерминис) выбор партнеров, сходных по «мировосприятию» (Имаджини)
  • коммуникации участников между собой, то есть, обмен сообщениями (мессенджеры, почта, чат, форум, комментарии в блоге).

Программное обеспечение поддерживает самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей, таким образом:

Социальные сервисы + простые действия участников + обмен сообщениями = сетевое сообщество

Современные средства общения в сети Интернет. Новые сетевые сервисы создают новую среду общения, в которой значение непосредственного обмена сообщения заметно снижается. Для того чтобы узнать, чем занимается человек, какие действия он совершает, нет никакой необходимости его об этом спрашивать. Для этого достаточно просто наблюдать за его сетевой деятельностью.

Наиболее распространенные формы организации общения в Сети:

  1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде веб- приложений. Простая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить сообщение.
  2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференции. Телеконференции это — вид сетевого сервиса, обеспечивающий пересылку сообщений пользователей, называемых статьями на компьютеры всех участников. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение. Исторически первые форумы появились как улучшенные гостевые книги и организовывал сообщения в ветви – так же, как и в телеконференциях. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управлением системой осуществляют администраторы и модераторы.
  3. Блоги (от англ. Web log – web-журнал, web-протокол) напоминает форум, в котором право администрирования и публикации первых инициирующих тем дискуссии принадлежит одному человеку или группе лиц. Блог может быть открыт для отзывов и вопросов читателей, а может быть и закрыт. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их авторами по технологии блогов.

Авторы публикуют новости и комментарии к новостям. Кроме возможностей обсуждения у читателей есть возможность оценить и качество публикации, и качество комментариев. Этот механизм групповой фильтрации должен обеспечивать высокое качество материалов на сайте. Блог может быть использован не только в индивидуальных целях, но и как форум для сообщества.

Такое использование блога вполне допустимо и оправданно, поскольку многие блоги имеют дополнительные преимущества перед форумами: возможность публиковать в тексте сообщения мультимедийные и html-фрагменты, возможность перекрестных связей между несколькими ветвями дискуссий.

Участники сообщества внутри блогов могут выполнять следующие действия:

  1. Писать собственные сообщения.
  2. Читать сообщения, опубликованные другими авторами.
  3. Комментировать сообщения других авторов.
  4. Отвечать на комментарии к сообщениям.

Связывать сообщения и комментарии между собой, используя гипертекстовые ссылки. Простота публикации, ясная метафора каждодневных записей в сетевой дневник обеспечили приток новых авторов. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного, образовательного пространства.

4. Рассмотрим возможности сетевых сообществ для образования. Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет.

Таким образом, можно выделить некоторые закономерности, характерные для развивающегося профессионального образовательного сообщества:

  • создание и поддержка веб-сайта, который является организующим “центром”, где размещается вся информация о целях, задачах, направлениях деятельности профессионалов;
  • значимая роль координатора или координирующего центра, инициирующего различные сетевые мероприятия;
  • целенаправленное использование самых разных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах в режиме он-лайн, чат-сессиях в режиме единого времени, выпуски списка рассылки с обзором новостей и поступающих материалов на веб-сайт;
  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглые столы с ведущими учеными, методистами;
  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию НИТ в обучении;
  • создание коллекции систематизированных ссылок с возможностью оценки качества поступающих материалов;
  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на материальное или моральное поощрение, представление качественных материалов на сертификацию;
  • организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль для активизации взаимодействия сетевого.

6. ВикиВики (wikiwiki) – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Термин ВикиВики на гавайском языке означает «быстро-быстро». Изначально создатель технологии Вард Кэннингэм называл ее средой для быстрого гипертекстового взаимодействия. Первая ВикиВики была разработана в 1994 году и в 1995 впервые появилась в Интернете.

Первым Вики-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов» созданное Вардом Кэннингэмом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программных кодов. Технология Вики изначально создавалась как открытое программное обеспечение, и в настоящий момент в сети существует множество доступных клонов и площадок, на базе которых желающие могут построить свое сообщество.

ВикиВики – система, поддерживающая простой и доступный способ создания гипертекста, и провоцирующая индивидуальное и коллективное написание гипертекста. При использовании ВикиВики человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Сам текст любой статьи-страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст. Тексты всех страниц, перед тем как они попадают к агенту-браузеру, просматривает специальный Вики-агент.

Вики придерживается другой идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении веб-сайтов. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества.

ВикиВики может использоваться в различных целях:

  • в качестве средства для организации совместной работы над коллективными проектами. ВикиВики является коллективной электронной доской, на которой может писать целая группа;
  • в качестве баз данных — хранилищ коллективного опыта.

Все чаще ВикиВики рассматривается как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса. Переход на новый уровень совместной деятельности требует от организаторов дополнительных усилий, которые бы расширяли поле зрения участников сообщества, помогали им отслеживать направления деятельности друг друга.

В рамках ВикиВики учителя могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить на страницах общие темы и на уровне ссылок показывать ученикам, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать.

7. Социальный сервис ВикиВики может быть использован в педагогической практике различными способами. Во-первых, представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Интересная возможность — заметки и аннотации на полях лекции или первоисточника, которые могут оставлять преподаватели и студенты.

Каждая статья в рамках МедиаВики связана со страницей обсуждения, которая может рассматриваться как дополнительная или оборотная сторона статьи. На этой оборотной стороне статьи все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Электронный вариант представления учебных материалов дает студентам возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов лекций и семинарских занятий ссылки обращаются к данному автору.

Во-вторых, совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Для этого, нужно только оформить слова, о которых мы хотим узнать больше, как внутренние ссылки. По правилам МедиаВики мы заключаем слова в две квадратные скобки, и они превращаются в ссылки на [[очиток большой]] или на [[болото Слоновское-Курмановское]]. Если кто-то уже написал и разместил внутри Летописи статью по интересующей нас теме, то ссылка сразу будет работать и поведет нас в текст. Если такой статьи еще нет, то это пока отложенная ссылка, которая будет открыта в будущем.

В -третьих, коллективное создание творческих работ — сказок, стихотворений, эссе. К таким проектам относятся создание коллективных текстов, например, «Студенческой сказки» на базе ВикиВики-площадок. В-четвертых, коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий. Примером такого проекта может служить международный проект «Время вернуться домой» — Летописи.ру .

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)